Устранение информации из памяти гипнозом. Умышленное блокирование памяти гипнозом Симптомы нарушения памяти

Хотите забыть неприятное воспоминание? Желаете забыть человека? Есть потребность стереть из памяти информацию или события? Хотите расстаться с мучительными психотравмирующими воспоминаниями, мыслями, чувствами из прошлого?

Память является одним из важнейших психических процессов. Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении или забывании прошлого опыта. Согласно И. М. Сеченову, впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенные следы, которые затем сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Память дает возможность связать в единый процесс информацию и опыт прошлого, настоящего и будущего.
Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Научные исследования в развитии памяти и других способностей гипнозом были успешно реализованы В.Л. Райковым. Статья

Однако полезным бывает не только умение хорошо запоминать, но и умение забывать. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» — писал академик А.Р. Лурия. Совокупность методов и приемов умения забыть называется летатехникой. Происхождение этого слова берет свое начало в греческой мифологии. Лета — река забвения находящаяся в подземном царстве Аида. Души прибывшие в царство мертвых, отведав воду из этой реки, получали забвение и уже не помнили о своем земном существовании. Отсюда и пошло выражение — кануть в Лету, означающее бесследное исчезновение и забвение.

Некоторым людям многое из того, что они пережили, хотелось бы забыть навсегда (терракты, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у ветеранов локальных войн и гражданских лиц (включая травмы сексуального насилия, последствия нападений, аварий, пожаров, техногенных катастроф и стихийных бедствий, случаи острого горя (синдром утраты)). Негативные воспоминания отягощают жизнь во всех её проявлениях. Психотравмирующие воспоминания создают различные зажимы в теле и болезни, заставляют людей постоянно мысленно возвращаться в прошлое в конкретные эпизоды жизни, когда было плохо и неприятно, испытывать при этом злость, обиду, разочарование, страх и другие виды негативных эмоций.

Факторы, влияющие на психику и приводящие к ее расстройству, могут иметь как острый, так и слабый, «вялотекущий» характер. Среди психотравмирующих факторов, в частности, выделяют:

  • шок, вызванный внезапными, быстро проходящими событиями (нападение животного, удар грома, сильный испуг и пр.);
  • кратковременные ситуации, очень значимые психологически (сдача экзаменов, вступление в брак и пр.);
  • постоянно влияющие на психику неблагоприятные обстоятельства (деспотическое воспитание, семейные конфликты, не складывающиеся отношения в школе, на работе, не проходящее недовольство собой и пр.);
  • хроническое состояние эмоциональной депривации — недополучение необходимых ласки, заботы, любви, понимания;
  • переживание трагических или опасных для жизни событий (смерть близких, нападение преступников, стихийные бедствия, изнасилования, катастрофы и др.).

Возможно многие видели в фантастических книгах и фильмах ("Вечное сияние чистого разума", "Люди в черном" и др.) «стирания памяти» определенных событий. Проблема искусственного забывания связана с необходимостью помочь людям, страдающим от негативных психотравмирующих воспоминаний. Наилучшим способом стирания негативных воспоминаний, чувств и эмоций является гипноз. Принципы психокоррекции психотравмирующих и негативных воспоминаний гипнозом основаны на определенных принципах. У каждого из нас есть врожденный физиологический механизм переработки информации, который удерживает наше душевное здоровье на оптимальном уровне. Наша естественная внутренняя система переработки информации организована таким образом, что это позволяет ей восстанавливать душевное здоровье так же, как тело естественно выздоравливает после травмы. Так, например, если вы порежете себе руку, то силы организма будут направлена на то, чтобы рана зажила. Если что-то препятствует такому исцелению — какой-либо внешний объект или повторная травма, — рана начинает гноиться и вызывает боль. Если устранить препятствие, исцеление будет завершено. Равновесие нашей естественной системы переработки информации на нейрофизиологическом уровне может нарушиться во время травмы или стресса, возникающих в процессе нашей жизни. Таким образом блокируется естественная тенденция информационно-перерабатывающей системы мозга обеспечивать состояние душевного здоровья. В результате возникают различные психологические проблемы, поскольку психологические проблемы являются результатом накопленной в нервной системе негативной травматической информации. Ключом к психологическим изменениям является способность производить необходимую переработку информации и наилучшим методом является гипноз.
Гипнотизер активизирует внутренний механизм переработки травматических воспоминаний в нервной системе, включает эмоциональную память, все ощущения негативных событий в памяти. По мере трансформирования травматической информации происходит сопутствующее изменение в мышлении, поведении, эмоциях, ощущениях, визуальных образах человека. С помощью гипноза травматическая информация становится доступной, перерабатывается и адаптивным образом разрешается. Негативные эмоции и чувства перерабатываются до постепенного ослабления, при этом происходит своего рода обучение, помогающее интегрировать эти эмоции и использовать их в дальнейшем в конструктивном для человека ключе.

В техниках классического гипноза с научным и творческим подходом проводиться успешная гипнотерапия психотравмирующих воспоминаний, стирание и переработка негативного жизненного опыта из памяти. Происходит изменение отношения к жизненному опыту, человек становиться свободным и ощущает себя сильнее.

Смотреть видео стирания неприятных воспоминаний, событий прошлого (из памяти) гипнозом:

Записаться на сеанс гипноза к по стиранию (устранению) негативной или психотравмирующей информации из памяти (конфиденциально) в СПб на странице

Если Вы не из Санкт-Петербурга, записывайтесь на .

Желаете самостоятельно помочь себе, обучиться самовнушению, самогипнозу, саморегуляции?


Для цитирования: Захаров В.В. Нарушения памяти // РМЖ. 2000. №10. С. 402

ММА им. И.М. Сеченова

ММА им. И.М. Сеченова

Нарушение памяти - один из наиболее распространенных симптомов в клинике органических и функциональных заболеваний головного мозга. До одной трети населения когда либо испытывали существенное недовольство своей памятью. Среди пожилых людей жалобы на снижение памяти распространены еще более широко .

Спектр заболеваний, которые сопровождаются мнестическими расстройствами, весьма разнообразен. Это прежде всего заболевания, характеризующиеся развитием деменции, дисциркуляторная энцефалопатия, дисметаболические нарушения, в том числе хронические интоксикации, нейрогериатрические заболевания с поражением экстрапирамидной системы. Психогенные расстройства памяти часто встречаются при депрессиях, диссоциативных и тревожных расстройствах.

Виды и механизмы памяти

Память как высшую психическую функцию можно определить как свойство центральной нервной системы усваивать из опыта информацию, сохранять ее и использовать при решении актуальных задач.

По длительности удержания следа выделяют кратковременную и долговременную память. В кратковременной памяти ограниченное число сенсорных образов может удерживаться от нескольких минут до нескольких часов. Нейрофизиологической основой кратковременной памяти является, предположительно, реверберация возбуждения во временно образующихся нейрональных системах. Термин “оперативная (или рабочая) память” используют иногда как синоним кратковременной памяти, хотя есть различия в дефинициях данных мнестических подсистем. Оперативная память представляет собой “входной буфер” кратковременной памяти. Оперативная память имеет ограниченный объем, который в норме составляет 7±2 структурные единицы (слова, словосочетания, зрительные образы и др.). Объем оперативной памяти может быть увеличен за счет укрупнения структурных единиц, но не за счет увеличения их количества. Содержимое оперативной памяти подвергается обработке, в результате которой выделяется смысловая составляющая сенсорных стимулов. Этот процесс носит название семантического кодирования (или “когнитивный процессинг“) и является необходимым условием для долговременного запоминания информации . Эффективность процесса смысловой обработки информации зависит прежде всего от адекватности выбранной стратегии запоминания, правильной последовательности операций и уровня внимания.

Процесс долговременного запоминания информации носит название “консолидация следа в памяти ”. Консолидация следа представляет собой протяженный во времени процесс, который длится от 1 до 24 ч после предъявления стимула. Считается, что в это время возникают структурные интранейрональные изменения, которые обеспечивают длительную сохранность следа. Многочисленные экспериментальные и клинические наблюдения показывают, что долговременное запоминание информации обеспечивается структурами гиппокампового круга и их связями с маммилярными телами и медиобазальными отделами лобных долей головного мозга . Клиническую картину выраженного расстройства долговременного запоминания новой информации при сохранности кратковременной памяти и памяти об отдаленных событиях удается моделировать в эксперименте при введении здоровым добровольцам больших доз центральных холинолитиков. Эти данные свидетельствуют о роли ацетилхолинергической медиации в процессе консолидации следа .

Долговременная память имеет неограниченный объем и информация в ней может сохраняться сколь угодно долго. В долговременной памяти в отличие от кратковременной хранятся не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации . Долговременную память разделяют на эпизодическую и семантическую. Эпизодическая память определяется как личный опыт индивидуума, который субъективно осознается и может быть активно воспроизведен. В отличие от этого семантическая память - это в той или иной степени общий для многих людей запас знаний о мире и общих закономерностях миропорядка, а также знание речевых категорий. Субъективно наличие следа в семантической памяти проявляет себя чувством “знакомости” при повторной встрече с тем или иным явлением .

В соответствии с другой весьма распространенной классификацией долговременная память разделяется на декларативную и процедурную . Декларативная память представляет собой память о фактах (память о том, “что”), а процедурная память отвечает за приобретение и удержание различных навыков деятельности (память о том “как”) .

Выделяют следующие механизмы памяти : запоминание (регистрация), хранение информации (ретенция) и воспроизведение. Запоминание представляет собой два последовательных процесса: обработка информации (кодирование) и консолидация следа. Смысловая обработка, предшествующая долговременному запоминанию информации, невозможна без обращения к семантической памяти. При этом то или иное явление вначале распознается, а затем получает пространственно-временные координаты, что является необходимым условием для запоминания его как события .

Воспроизведение информации , как и ее усвоение, является активным когнитивным процессом, состоящим из нескольких этапов. Во-первых, осуществляется поиск нужного следа. Появление новой информации, особенно информации близкой по своим характеристикам к предшествующей, делает отыскание нужного материала значительно более сложным . После отыскания нужного следа происходит его декодирование - процесс, аналогичный кодированию информации, но имеющий противоположное направление. Затем полученная информация сверяется с требованиями задания. Воспроизведение информации может быть активным либо иметь вид узнавания предъявляемого стимула. В последнем случае не происходит активного поиска следа и декодирования информации .

Дисмнестические синдромы

Корсаковский синдром

В 1887 г. С.С. Корсаков впервые описал нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом . Выраженное нарушение памяти является основным клиническим проявлением корсаковского синдрома (КС). Нарушение памяти (амнезия) - является при КС изолированным расстройством . Другие высшие мозговые функции (интеллект, праксис, гнозис, речь) остаются интактными или нарушаются в незначительной степени. Как правило, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. Данный признак служит основным диференциально-диагностическим отличием КС от других состояний с выраженными нарушениями памяти (например, деменции) .

Ядро мнестических расстройств при КС составляет сочетание фиксационной и антероградной амнезии . Менее ярко выражены, но также регулярно встречаются ретроградная амнезия и конфабуляции . Под фиксакционной амнезией понимается быстрое забывание текущих событий. Длительно существующая фиксационная амнезия почти всегда сопровождается антероградной амнезией: больной не может припомнить события, которые произошли с ним после того, как он заболел. Очевидно, что в основе фиксационной и антероградной амнезии лежит единый патологический механизм - невозможность запоминания новой информации. Большинство авторов объясняют трудности усвоения новой информации при КС ослаблением процесса консолидации следа памяти .

Ретроградная амнезия представляет собой забывание событий, которые произошли до начала заболевания. Как правило, ретроградная амнезия при КС сочетается с ложными воспоминаниями (конфабуляциями), в основе которых лежат реальные события, неправильно соотнесенные с местом и временем или смешанные с другими событиями . Наличие ретроградной амнезии и конфабуляций при КС свидетельствуют о том, что наряду с нарушениями запоминания при КС имеют место также трудности воспроизведения адекватно усвоенного в прошлом материала. О нарушениях процесса воспроизведения при КС свидетельствуют также опыты с введением больных в состояние гипнотического сна. Показано, что при этом объем воспроизведения информации может значительно увеличиваться по сравнению с состоянием активного бодрствования .

Особенностью ретроградной амнезии при КС является более выраженное забывание недавних событий при сохранности памяти об отдаленных событиях . Объем оперативной памяти не снижается: без отвлечения внимания больного, он может удерживать в памяти значительные объемы информации . Семантическая и процедурная долговременная память, т.е. общие познания и представления о мире, автоматизированные навыки произвольной деятельности при КС также не страдают . Есть также экспериментальные и клинические данные о том, что при КС остается сохранным непроизвольное запоминание . А.Р. Лурия описывает пациента с выраженной алкогольной амнезией, которого врач случайно уколол иголкой во время рукопожатия. В следующий раз этот пациент, здороваясь с врачом, вдруг отдернул руку, хотя и не мог объяснить почему .

КС развивается при патологии мамиллярных тел, гиппокампа и его связей с амигдалярным ядром. Помимо алкоголизма, причинами данного синдрома могут быть недостаточность тиамина другой этиологии (голодание, синдром мальабсорбции, неадекватное парентеральное питание), а также поражение структур гиппокампового круга в результате опухоли, травмы, нарушения мозгового кровообращения в бассейне задних мозговых артерий, острая гипоксическая энцефалопатия и др. .

Нарушения памяти при деменциях

Нарушение памяти является обязательным признаком деменции. Последняя определяется как приобретенное в результате органического заболевания головного мозга диффузное нарушение высших мозговых функций, приводящее к существенным затруднениям в повседневной жизни. Распространенность деменций среди населения весьма значительна, особенно в пожилом возрасте: от 5 до 10% лиц старше 65 лет имеют деменцию .

Традиционно принято разделять деменции на “корковые” и “подкорковые”. Данное разделение состоялось с клинической точки зрения, однако сами термины, по существу, не вполне корректны, поскольку морфологические изменения при деменциях редко ограничиваются только подкорковыми или только корковыми образованиями .

Моделью “корковой” деменции считается деменция альцгеймеровского типа (ДАТ). Мнестические расстройства являются основным клиническим проявлением данного состояния. Повышенная забывчивость на текущие события обычно бывает наиболее ранним признаком ДАТ, иногда выступая как моносимптом. В дальнейшем к нарушениям памяти присоединяются другие когнитивные нарушения - апракто-агностический синдром, речевые нарушения по типу амнестической или сенсорной афазии .

На развернутых стадиях ДАТ нарушения памяти характеризуюся сочетанием фиксационной, антероградной и ретроградной амнезии . В отличие от корсаковской амнезии при ДАТ нарушаются все виды долговременной памяти: эпизодическая, семантическая, процедурная и непроизвольная. Снижается также объем и время удержания следа в оперативной памяти. Ретроградная амнезия при ДАТ выражена в значительно большей степени, нежели при КС, нередко сопровождается выраженными конфабуляциями, которые могут иметь фантастический характер. Однако память на наиболее отдаленные события длительное время остается относительно сохранной .

В основе мнестических расстройств при ДАТ лежит выраженная недостаточность процессов запоминания и воспроизведения информации. Собственно хранение информации, по всей вероятности, не страдает . Важную патогенетическую роль в нарушениях запоминания новой информации при ДАТ играет ацетилхолинергический дефицит, который приводит к ослабению процесса консолидации следа памяти . Наличие нарушения консолидации следа сближает мнестические расстройства при КС И ДАТ. Однако, как уже отмечено, нарушения памяти при ДАТ носят более диффузный характер, затрагивая относительно устойчивые при КС мнестические подсистемы.

Нарушение памяти также является характерным признаком “подкорковой деменции” . Термин “подкорковая деменция” был впервые предложен M.Albert и соавт. для описания когнитивных расстройств при прогрессирующем надъядерном параличе . Впоследствии сходные когнитивные расстройства были описаны при других поражениях подкорковых структур - белого вещества и ядер серого вещества, например, при болезни Паркинсона, хорее Гентингтона, рассеяном склерозе, хронической сосудистой мозговой недостаточности .

“Подкорковая” деменция характеризуется прежде всего увеличением времени, которое затрачивает больной на выполнение мнестико-интеллектуальных заданий. Отмечается снижение концентрации внимания, быстрая истощаемость, нарушение памяти, эмоциональные и поведенческие расстройства .

Снижение памяти - характерный симптом “подкорковых” деменций. Однако мнестические расстройства, как правило, выражены более мягко в сравнении с ДАТ. При этом нет клинически отчетливой амнезии на текущие или отдаленные события. Нарушения памяти проявляются, главным образом, при обучении : затруднено запоминание слов, визуальной информации, приобретение новых двигательных навыков. Страдает произвольное и непроизвольное запоминание, причем непроизвольное запоминание, возможно, в большей степени . Есть данные о нарушениях процедурной памяти при “подкорковых” деменциях. Семантическая память, по мнению большинства исследователей, остается сохранной . Страдает преимущественно активное воспроизведение материала, в то время как более простое узнавание относительно сохранно. Внешняя стимуляция в виде помощи при заучивании, установление смысловых связей при обработке информации, повторные предъявления материала увеличивают продуктивность запоминания .

Мнестический дефект при подкорковых деменциях локализован на этапе “оперативной памяти”. Отмечается слабость следа, снижение объема усвоения информации после первых предъявлений. Характерны трудности смысловой обработки: кодирования и декодирования информации. Основную патогенетическую роль в формировании мнестических расстройств при подкорковых деменциях играет дисфункция лобных долей головного мозга, которая приводит к снижению активности, недостаточности планирования, нарушению последовательности и избирательности мнестических операций. Лобная дисфункция возникает при “подкорковых” деменциях вторично в результате феномена разобщения (сосудистая мозговая недостаточность, рассеянный склероз) или патологии стриарной системы. Последняя, по данным экспериментальных и клинических наблюдений, отвечает за отбор информации для передних отделов головного мозга и создает эмоциональную предпочтительность тех или иных стратегий поведения .

Сенильные нарушения памяти

Легкое снижение памяти не является патологией для пожилого и старческого возраста. Многочисленные экспериментальные работы показывают, что здоровые лица пожилого возраста хуже усваивают новую информацию и испытывают определенные трудности при извлечении из памяти адекватно заученной информации по сравнению с более молодыми людьми. Нормальные возрастные изменения памяти происходят в промежутке от 40 до 65 лет и не прогрессируют в дальнейшем. Они никогда не приводят к существенным затруднениям в повседневной жизни, нет амнезии на текущие или отдаленные события. Помощь при заучивании в сочетании с подсказкой при воспроизведении значительно улучшает усвоение и воспроизведение информации. Этот признак часто используется в качестве дифференциально диагностического критерия нормальных возрастных изменений памяти и патологического снижения памяти на ранних стадиях ДАТ. Слухоречевая память при нормальном старении страдает в большей степени, чем зрительная или двигательная .

Возрастные изменения памяти, вероятно, имеют вторичный характер и связаны с ослаблением концентрации внимания и уменьшением скорости реакции на внешние стимулы, что приводит к недостаточности процессов кодирования и декодирования информации на этапах запоминания и вопроизведения . Этим объясняется высокая эффективность методик, стимулирующих внимание больного при заучивании. По некоторым данным, ослабление памяти с возрастом коррелирует с некоторым уменьшением церебрального метаболизма и числа глиоцитов .

Патологическим дисмнестическим синдромом пожилого возраста является “доброкачественная старческая забывчивость” , или “сенильный амнестический синдром” . Crook и соавт. назвали аналогичный симптомокомплекс “связанными с возрастом нарушениями памяти”. Данный термин также широко используется в иностранной литературе. Под этими терминами принято понимать выраженные нарушения памяти у пожилых, выходящие за пределы возрастной нормы. В отличие от деменции нарушения памяти при доброкачественной старческой забывчивости являются моносимптомом, не прогрессируют и не приводят к грубым нарушениям социального взаимодействия .

Доброкачественная старческая забывчивость, вероятно, является гетерогенным по этиологии состоянием. В ряде случаев нарушения памяти в пожилом возрасте носят функциональный характер и связаны с эмоционально-аффективными и мотивационными нарушениями. В других случаях речь идет об органическом заболевании головного мозга сосудистой или дегенеративной природы. Следует отметить, что ДАТ с началом в более пожилом и старческом возрасте, нередко прогрессирует медленно. Возможны периоды стабилизации когнитивного дефекта (так называемое плато в развитии болезни). Таким образом, в течение относительно долгого времени ДАТ может проявляться изолированным нарушением памяти. В патоморфологической литературе описан также так называемый лимбический вариант болезни Альцгеймера, при котором патологические изменения ограничены структурами гиппокампового круга. Клиническим проявлением такого варианта заболевания может быть изолированный дисмнестический синдром .

Дисметаболические энцефалопатии

В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами. Снижение памяти регулярно сопровождает гипоксемию при легочной недостаточности, развернутые стадии печеночной и почечной недостаточности, длительную гипогликемию. Хорошо известны мнестические нарушения при гипотиреозе, дефиците витамина В 12 и фолиевой кислоты, интоксикациях, в том числе лекарственных. Среди средств, которые могут неблагоприятно отразиться на когнитивных способностях важно отметить центральные холинолитики. Холинолитическим действием обладают также трициклические антидепрессанты и нейролептики. Препараты бензодиазепинового ряда ослабляют внимание и концентрацию, а при длительном применении в больших дозах могут приводить к нарушениям памяти, напоминающим КС. Следует учитывать, что пожилые люди особенно чувствительны к психотропным препаратам. Наркотические анальгетики также могут неблагоприятно воздействовать на внимание, мнестическую функцию и интеллект. На практике эти препараты чаще используются с немедикаментозными целями. Своевременная коррекция дисметаболических расстройств обычно приводит к полному или частичному регрессу мнестических нарушений .

Психогенные нарушения памяти

Снижение памяти наряду с нарушениями внимания и умственной работоспособности - характерные когнитивные симптомы тяжелой депрессии. В ряде случаев выраженность когнитивных расстройств может приводить к ошибочной диагностике деменции (так называемая псевдодеменция). Патологические механизмы и феноменология мнестических нарушений при депрессии весьма сходны с подкорковой деменцией. По данным ряда исследователей, сходными при данных состояниях являются также нейрохимические и метаболические изменения, ответственные за снижение памяти (дефицит восходящих нейротрансмиттерных систем, гипометаболизм в лобных долях головного мозга). Однако в отличие от подкорковой деменции мнестический дефект при депрессиях является менее стойким. В частности, он обратим при адекватной антидепрессивной терапии. Следует также иметь в виду, что характерная для некоторых пациентов с депрессией двигательная заторможенность, внешнее безразличие к окружающему и неучастие в беседе с врачом (и в нейропсихологическом тестировании) могут создавать преувеличенное впечатление о наличии у больного выражденных интеллектуальных и мнестических расстройств .

Диссоциативная амнезия - это избирательное вытеснение из памяти определенных фактов и событий, как правило, эмоционально значимых для пациента. Амнезия носит антероградный характер. Как правило, нарушения памяти развиваются внезапно, на фоне выраженной психотравмирующей ситуации, например угрозы жизни или совершения поступков, несовместимых с моральными принципами и др. Согласно психодинамическим теориям в основе диссоциативной амнезии лежат механизмы регрессии и отрицания. Состояние может иметь различную длительность - от нескольких часов до многих лет. Однако введение пациента в состояние гипноза или применение некоторых фармакологических препаратов позволяет выявить сохранность воспоминаний .

При психогенной фуге больной предъявляет полную утрату воспоминаний о прошлом вплоть до дезориентации в собственной личности. При органических заболеваниях головного мозга подобные нарушения памяти встречаются крайне редко .

Расстройства личности тревожного и астенического ряда нередко сопровождаются субъективным ощущением снижения памяти. Однако объективно нарушений памяти не отмечается либо их тяжесть не соответствует жалобам пациента .

Преходящие нарушения памяти

Нередко расстройство памяти имеет временный характер (по типу “провала” в памяти). Больной полностью амнезирует некоторый промежуток времени. При этом во время осмотра и нейропсихологического обследования не выявляется каких-либо значимых расстройств мнестической функции. Наиболее часто преходящие расстройства памяти отмечаются при алкоголизме, являясь одним из ранних проявлений этого заболевания. “Провал в памяти” (“палимпсест”), вызванный употреблением алкоголя, не всегда коррелирует с количеством этанола. Поведение больного во время “амнестических эпизодов” может быть вполне адекватным. Изредка “провалы в памяти” могут возникать при злоупотреблении транквилизаторами бензодиазепинового ряда и опиатами .

Жалобы на “провалы в памяти” характерны для эпилепсии : больные амнезируют припадок и период спутанности сознания после него. При бессудорожных припадках (например, комплексных парциальных припадках при височной эпилепсии) жалобы на периодическую амнезию коротких промежутков времени могут быть основной манифестацией заболевания .

Черепно-мозговая травма нередко сопровождается короткой ретроградной амнезией (на период до нескольких часов до травмы) и более длительной фиксационной посттравматической амнезией. Последняя характеризуется амнезией на текущие события в течение нескольких суток после травмы при ясном сознании больного. В основе посттравматической амнезии лежит, вероятно, дисфункция ретикулярной формации и ее связей с гиппокампом, что приводит к нарушению консолидация следа в долговременной памяти. Аналогичное состояние может возникать после электросудорожной терапии .

Относительно редкой формой является транзиторная глобальная амнезия . Транзиторная глобальная амнезия характеризуется внезапным и кратковременным (несколько часов) грубым нарушением памяти на текущие и прошлые события. После приступа отчетливых нарушений памяти, как правило, не выявляется. Атаки транзиторной глобальной амнезии повторяются редко. В их основе, предположительно, лежит дисциркуляция в бассейне обеих задних мозговых артерий. Известно, что задние мозговые артерии кровоснабжают глубокие отделы гиппокампа, с которыми связана консолидация следа в долговременной памяти. Согласно другой гипотезе, транзиторная глобальная амнезия имеет эпилептическую природу, и в основе этого синдрома лежит активность эпилептических очагов в глубинных отделах гиппокампальной области .

Лечение мнестических расстройств

Медикаментозное лечение

Поиски возможных путей фармакологической коррекции мнестических нарушений ведутся давно. Однако, к сожалению, несмотря на широкий спектр различных ноотропных препаратов, которые предлагаются фармацевтическим рынком, данная проблема еще не может считаться решенной. Причины этого лежат в недостаточности знаний о фармакологически доступных нейрохимических и нейрофизиологических процессах, которые лежат в основе мнестической деятельности .

Большинство ноотропных препаратов, такие как пирацетам , церебролизин и др., действуют на память опосредованно через динамическую составляющую мнестической деятельности: когнитивный процессинг в оперативной памяти. Поэтому закономерно, что наибольший эффект ноотропных препаратов отмечается при расстройствах памяти “подкоркового” характера . Данные препараты показаны, например, при хронической сосудистой мозговой недостаточности, последствиях инсульта, черепно-мозговой травмы, астенических состояниях и атипичной депрессии у пожилых. В то же время они менее эффективны при ДАТ и КС .

Препараты экстракта Гинкго билоба. Экстракт Гинко билоба содержит ряд компонентов, синергично действующих на различные процессы поддержания гомеостаза при воспалительном и оксидантном стрессе путем защиты клеточных мембран и нейротрансмиттерной модуляции, показаны, в первую очередь, при хронической сосудистой и дегенеративной патологии. Впечатляющие результаты были получены в ходе проведенного в США мультицентрового двойного слепого плацебо-контролированного исследования эффективности препарата экстракта Гинкго билоба (Мемоплант ) в сравнении с плацебо у 202 пациентов с деменцией, развившейся на фоне болезни Альцгеймера или в результате перенесенных инсультов.

Основным критерием эффективности являлась динамика выраженности когнитивных нарушений и социально-поведенческих расстройств, которые измерялись при помощи так называемой когнитивной субшкалы оценки болезни Альцгеймера (АDAS-Cog) и гериатрического опросника для родственников больных (GERRI). У пациентов, получавших в течение года плацебо, отмечалось выраженное ухудшение функционального состояния. Показатели группы пациентов, принимавших экстракт Гинкго, после начального улучшения вернулись к исходным значениям по завершении лечения. Учитывая то, что деменция является прогрессирующим заболеванием, стабилизация состояния на фоне применения Гинкго билоба свидетельствует о его бесспорной эффективности .

Попыткой воздействовать на патогенетические механизмы мнестических расстройств при ДАТ является использование препаратов холиномиметического действия . Наибольший интерес врачей и исследователей вызывают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. Ацетилхолинергическая терапия оказывает определенный положительный эффект на память и другие когнитивные способности пациентов с ДАТ, уменьшает степень функционального ограничения. Однако эффективность ацетилхолинергической терапии при ДАТ значительно варьирует среди пациентов. По-видимому, это является отражением патогенетической гетерогенности заболевания .

Тренировка памяти и внимания

Систематические упражнения для тренировки памяти и внимания могут улучшить когнитивные способности при некоторых состояниях. Тренировка памяти целесообразна при жалобах на ее снижение у здоровых пожилых, на начальных стадиях сосудистой мозговой недостаточности, при первичном поражении подкорковых церебральных структур. Менее эффективны упражнения по тренировке памяти при КС или на развернутых стадиях ДАТ. На ранних стадиях ДАТ с помощью упражнений можно добиться временной компенсации когнитивного дефекта.

Для тренировки когнитивных способностей используют, главным образом, упражнения для повышения концентрации внимания, быстроты реакции, умственной работоспособности и психомоторной координации. К числу наиболее известных упражнений можно отнести пробы Шульте, Бурдона, реципрокную координацию . Тренировка собственно самой памяти путем заучивания и воспроизведения слов, рисунков и предметов или смысловых фрагментов, как правило, не приносит желаемого эффекта. Более целесообразно обучить пациента специальным приемам запоминания. Известно, что лучше запоминается эмоционально окрашенная информация. Поэтому для более эффективного усвоения информации целесообразно рекомендовать пациенту попытаться найти в ней какие-либо яркие и запоминающиеся смысловые или ситуативные ассоциации. Следует также иметь в виду, что информация, представленная визуально, обычно запоминается лучше .

Заключение

Таким образом, мнестические расстройства встречаются при большом числе неврологических заболеваний. В зависмости от этиологии, патогенетических и нейропсихологических механизмов нарушений, их характер и выраженность значительно варьируют. Знание особенностей мнестических расстройств при различных заболеваниях способствует улучшению точности диагностики неврологических заболеваний и выбору наиболее оптимальной стратегии и тактики лечения. Лечение мнестических расстройств является весьма сложным. Тем не менее при точной диагностике вида нарушений памяти больным можно оказать некоторую помощь в большинстве случаев, например, даже при таких тяжелых заболеваниях, как болезнь Альцгеймера.

Список литературы Вы можете найти на сайте http://www.сайт

Экстракт Гинкго билоба -

Мемоплант (торговое название)

(Dr. Willmar Schwabe)


Литература

1. Гроппа С.В. Медикаментозная коррекция болезни Альцгеймера. Ж Невропатологии и Психиатрии. -1991. -Т.91. - № 9. -С.110-116.

2. Дамулин И.В., Яхно Н.Н. Сосудистая мозговая недостаточность у пациентов пожилого и старческого возраста (клинико-компьютерно-томографическое исследование). //Ж Невропатологии и Психиатрии. -1993. -Т.93. -N.2. -С.10-13.

3. Захаров В.В., Т.В.Ахутина, Н.Н.Яхно. Нарушение памяти при болезни Паркинсона. //Ж Неврологии и Психиатрии. -1999. -Т.99. - № 4. -С.17-22.

4. Захаров В.В. Применение танакана в нейрогериатрической практике. // Неврологический журнал. -1997. -Т.5. -С.42-49.

5. Захаров В.В., И.В.Дамулин, Н.Н.Яхно. Медикаментозная терапия деменций. //Клиническая фармакология и терапия. -1994. -Т.3. - № 4. -С. 69-75.

6. Захаров В.В., Т.В.Ахутина. Особенности нарушения памяти при болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона. //В сб. Н.Н.Яхно, И.В.Дамулин (ред): Достижения в нейрогериатрии. -М. 1995. -Ч.1. -С.131-156.

7. Киященко Н.К. Мозг и память (Нарушение произвольного и непроизвольного запоминания при локальных поражениях мозга. М. -1975. Нейропсихологические исследования. -Вып. 8.

8. Киященко Н.К. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М: Изд-во МГУ, 1973.

9. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. М: Мир., 1978.

10. Корсаков С.С. Об алкогольном параличе. //Диссертация. -М., 1887.

11. Корсакова Н.К., Москвичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М: изд-во МГУ., 1985.

12. Левин О.С., Дамулин И.В. Диффузные изменения белого вещества и проблема сосудистой деменции. //В сб. Н.Н.Яхно, И.В.Дамулин (ред.): Достижения в нейрогериатрии. -М., 1995. 189-231.

13. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. //М: Изд-во МГУ.-1969.

14. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. //М: Изд-во МГУ. -1973.

15. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. //М: Педагогика, 1974.

16. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга. //Москва: Педагогика. -1976.

17. Шмидт Е.В. Классификация сосудистых поражений головного испинного мозга. //Ж. Невропатологии и Психиатрии. -1985. -Т.85. -С.192-203.

18. Яхно Н.Н., Захаров В.В. Нарушение памяти в неврологической практике. //Неврологический журнал. -1997. -Т.4. -С.4-9.

19. Яхно Н.Н., И.В.Дамулин, В.В.Захаров, О.С.Левин, М.Н.Елкин. Опыт применения высоких доз церебролизина при сосудистой деменции. //Тер. архив. -1996. -Т.68. 10. -С.65-69.

20. Яхно Н.Н. Актуальные вопросы нейрогериатрии. //В сб. Н.Н.Яхно, И.В.Дамулин (ред.): Достижения в нейрогериатрии. -М., -1995. -Ч.1. .9-29.

21. Яхно Н.Н., Дамулин И.В., Бибиков Л.Г. Хроническая сосудистая мозговая недостаточность у пожилых: Клинико-компьютерно-томографические сопоставления. //Клиническая геронтология. -1995. -N.1. -С.32-36.

22. Albert M.L. Subcortical dementia. In: Alzheimer’s disease: Senile Dementia and Related Disorders. -New York, Raven Press, 1978, V.7, pp 173-180.

23. Amaducci L., L.Andrea. The epidemiology of the dementia in Europe.//In A.Culebras, J.Matias Cuiu, G.Roman (eds): New concepts in vascular dementia. -Barseleona: Prouse Science Publissher. -1993. -P.19-27.

24. Appolinio I., J.Grafman, K.Clark et al. Implicit and explicit memory in patients with Parkinson’s disease with and without dementia. //Arch Neurol. -1994. -V.51. -Р.359-367.

25. Baddeley A.D., G.J.Hitch. Working memory. In G.A. Bower (ed): Recent advances in learning and motivation. -N.Y.: Acad Press. -1974. -V.8. -P. 47-90.

26. Bartus R.T. Drug to treat age related neurodegenerative problems. //J Am Ger Soc. -1990. -V.38. -P.680-695.

27. Beatty W.W., R.D.Staton, W.S.Weir et al. Cognitive disturbances in Parkinson’s disease. //J Geriatr Psych Neurol. -1989. -V.2. -P.22-33.

28. Beatty W.W., N.Monson, D.E.Goodkin. Access to semantic memory in Parkinson’s disease and multiple sclerosis. //J Geriatr Psych Neurol. -1989. -V.2. -P.153-162.

29. Beatty W.W., N.Butters. Further analysis of encoding in patinets with Huntington disease. //Brain Cogn. -1986. -V.5. -P.387-398.

30. Beatty W.W., N.Butters, D.S.Janowsky. Patterns of memory failure after scopolamine treatment: implication for cholinergic hypotesis of dementia. //Behav Neural Biol. -1986. -V.45. -P.196-211.

31. Beatty W.W., D.E.Goodkin, N.Monson, P.A.Beatty. Cognitive distubances in patients with relapsing remitting multiple sclerosis. //Arch Neurol. -1989. -V.46. -P.1113-1119.

32. Becker J.T., F.J.Huff, R.D.Nebes et al. Neuropsychological function in Alzheimer’s disease: pattern of impairment and rates of progression. //Arch Neurol. -1988. -V.45. -№ 3. -P.263-268.

33. Berlyne N. Confabulations. //Br J Psych. -1972. -V.120. -P.31-39.

34. Bushke H, E.Grober. Genuine memory deficit in age associated memory impaiment. //Dev Neuropsychol. -1986. -V. 2. -P.287-307.

35. Chrisensen, N.Malty, A.F.Lorn et al. Cholinergic ‘blocade’ as a model of the cognitive deficit in Alheimer’s disease. //Brain. -1992. -V.115. -P.1681-99.

36. Ciocon J.O., J.F.Potter. Age-related changes in human memory: normal and abnormal. //Normal and Abnormal Geriatrics. -1988. -V.43. -N.10.-P.43-48.

37. Claus J.J., C.Ludvig, E.Mohr et al. Nootropic druds in Alzheimer’s disease. //Neurology. -1991. -V.41. -P. 570-574.

38. Crook T.H, R.Bartus, S.Ferris et al. Age Associated memory impairment. Proposed diagnostic criteria and measures of clinical change. //Dev Neuropsychol. -1986. -V.2. -P.261-276.

39. Cummings J.L. Subcortical dementia. //New York: Oxford Press. -1990.

40. Cummings J.L. Intellectual impairments in Parkinson’s disease: clinical, pathological and biochemical correlates. //J Geriatr Psych Neurol. -1988. -V.1. -P.24-36.

41. Сurran H.V. Benzodiazepines, memory and mood: a rewiew. //Psychopharmacology. -1991. -V. 105. -P.1-8.

42. DeKeyser J., P.Herregodts, G.Ebinger. The mesoneocortical dopamine neurosystem. //Neurology. -1990. -V.40. -P.1660-1662.

43. Dubois B., B.Pillon, N.Sternic et al. Age-induced cognitive disturbances in Parkinson’s disease. //Neurology. -1990. -V.40. -P.38-41.

44. Graf P., D.L.Schater. Implicit and explicit memory for new associations in normal and amnesic subjects. //J Exp Psychol Learn Mem Cogn. -1985. -P.502-18.

45. Graf P., G.Mandler. Activation makes words more accessible but not necessarily more retrievable. //J Verb Learn Verb Behav. -1984. -V. 23. -P.553-69.

46. Grober E., H.Bushke. Genuine memory deficit in dementia. //Dev Neuropsychol. -1987. -V.3. -P.13-36.

47. Grober E., H.Bushke, H.Crystal et al. Screening for dementia by memory testing. //Neurology. -1988. -V.38. -P.900-903.

48. Helkala E.V., V.Laulamaa, H.Soinen, P.Riekkinen. Recall and recognition memory in patients with Alzheimer’s and Parkinson’s disease. //Ann Neurol. -1988. -V.24. -P.214-217.

49. Hershey L.A., Olszewski W.A. Ischemic vascular dementia. //In: Handbook of Demented Illnesses. Ed. by J.C.Morris. -New York etc.: Marcel Dekker, Inc. -1994. -P.335-351

50. Huppert F.A., M.D.Kopellman. Rates of forgetting in normal aging: a comparison with dementia. //Neuropsychology. -1989. -V.27. -№ 6. -P.849-60.

51. Huppert F.A., M.Piercy. Normal and abnormal forgeting in organic amnesia: effects of locus of lesion. //Cortex. -1979. -V. 15. -P.385-90.

52. Huppert F.A., M.Piercy. Dissоtiation between learning and remembering in organic amnesia. //Nature Lond. -1978. -V. 275. -P.317-8.

53. Karlsson T., L.Backman,A.Herlitz et al. Memory improvement at different stages of AD. //Neuropsychol. -1989. -V. 27. -№ 5. -P.737-42.

54. Kopelman M.D.and T.H.Corn. Cholinergic ‘blocade’as a model for cholinergic depletion. //Brain. -1988. -V.111. -P.1079 - 1110.

55. Kopelman M.D. Amnesia: organic and psychogenic. //Br J

Psych. -1987. -V.150. -P.428-442.

56. Kopelman M.D. Rates of forgeting in DAT and KS. //Neuropsychol. -1985. -V. 23. -P.623 - 638.

57. Kopelman M.D. The cholinergic neurotransmitter system in human memory and dementia: a review. //Quart J Exp Psychol. -1986. -V.38. -P.535-573.

58. Kumor V., M.Calach. Treatment of Alzheimer’s disease with cholinergic drugs. //Int J Clin Pharm Ther Toxicol. -1991. -V.29. -№ 1. -P.23-37.

59. Le Bars P. A placebo-controlled, double-blind, randomized trial of an extract of Ginkgo for dementia.// JA


Амнезия - потеря памяти, частичная или полная, временная или постоянная. Точно, что это такое, никто, кроме специалистов, не знает. Но слово это очень популярно у журналистов, блогеров, самсебепсихологов. А еще амнезию очень часто связывают с гипнозом: то ли он ее лечит, то ли вызывает…

Но более всего амнезия, и жизненные коллизии, с ней связанные, занимают, по-моему, создателей бразильских и мексиканских сериалов. Ситуация, при которой некто в силу самых разных обстоятельств забывает информацию личного характера, дает сценаристу массу возможностей развернуть фантазию и наплевать на нестыковки сюжета; актерам - блеснуть драматическими способностями, сыграв момент возвращения памяти; а зрителю - вдоволь поохать, попереживать, поплакать, поудивляться, иными словами, поиграть своими эмоциями.

Амнезия в кино выглядит интригующе и романтично. В жизни все одновременно и проще, и сложнее. Во-первых , амнезия, даже в том облагороженном виде, в каком ее показывают в кино - расстройство психиатрического характера, а не забавное приключение, которое в любой момент можно прекратить. Человек, потерявший память, надолго инвалидизируется. Даже если социальные проблемы решены, и он не должен зарабатывать себе на жизнь, его окружают любящие люди, он получает поддержку психологов и психотерапевтов - ощущение, что ты не помнишь чего-то важного о себе - не из категории приятных. Нотабене: чтобы понять подобные ощущения, обратитесь к ситуации, когда вам надо было что-то вспомнить - имя, иностранное слово, номер телефона и т.п. - и это не получалось сделать. Но в случае амнезии подобное - не на минуту-полторы, а на достаточно долгий срок.

Во-вторых, совсем не факт, что память вернется. Амнезия может быть в результате:

  • травмы (чаще всего - сотрясения мозга);
  • сильного душевного потрясения;
  • влияния некоторых химических веществ;
  • непонятного, «на гладком месте», сбоя в работе сосудистой системы;
  • и еще бог знает, чего…

Иногда врачи могут лишь предполагать причины возникновения этого эффекта. И, соответственно, тогда не очень понятно, как это лечить.

Если отвлечься от психиатрии и вернуться к нашей любимой теме разговорного гипноза, то она активно используется и в кинематографе, и при написании детективов, и при обсуждении тем скрытого управления человеком. И, как водится, во всем этом очень много путаницы, глупости и лжи. Но самое интересное - то, что структурирование у человека амнезии с помощью разговорного гипноза - не выдумка, а всего лишь одна из его техник. И, как и все другие гипнотические техники, она базируется на природных - психофизиологических - принципах работы мозга.

Амнезия, если ее рассматривать как естественный феномен, является защитным механизмом. От чего защищаться человеку при помощи амнезии? От того, что ему на данный момент мешает жить, и с чем он не может справиться. Частая ситуация «бытовой» амнезии: мы забываем о неприятном разговоре, который нам надо провести с близким человеком; неделями забываем позвонить врачу или адвокату, понимая, что вслед за звонком придется предпринимать какие-то напрягающие нас действия, брать на себя дополнительные обязательства; не можем воспроизвести детали происшествия, свидетелями которого мы стали… То есть мозг нам подыгрывает, блокируя негатив.

Кстати, это не всегда хорошо, и нередким следствием ситуации «забывания» оказывается ситуация действий, как на пожаре - когда приходится срочно решать проблемы, которых вполне могло бы и не быть.

В гипнозе происходит использование этого защитного механизма. В гипнотерапии встраивание амнезии применяют для того, чтобы пациент не тратил силы на анализ гипнотической работы и, соответственно, не выставил ненароком сопротивления запущенным изменениям. Это нужно не во всех случаях, а тогда, когда пациент очень тревожный, мнительный, застревает на деталях. Раз он обратился к специалисту, он хочет, чтобы ему помогли решить конкретную жизненную задачу; но из-за особенностей своего характера (или состояния души на данный момент), может сам себе навредить.

Коль скоро речь идет не о терапии, а об использовании разговорного гипноза, скажем, в переговорах или воспитании детей, то принципы действуют те же самые: если надо, чтобы собеседник не «застревал» на каких-то в воспоминаниях, мыслях, идеях, можно структурировать амнезию. Чаще всего - получается. При этом нельзя сказать, что человек напрочь что-то забудет - он просто перестанет размышлять на какую-то тему, а если его что-то на нее натолкнет, вероятнее всего, пропустит сигнал - если только тот не будет очень сильным. Помните, в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» есть эпизод, когда Герда, попав в сад старушки-волшебницы, забывает (тут не обошлось без колдовства), что собиралась найти Кая…

… и вспоминает об этом…

… только увидев розы, похожие на те, которые росли у них с Каем, пока тот не исчез? Вот тут сигнал оказался очень сильным и «перебил» амнезию.

Как создается амнезия в гипнозе? Способов много, но выделим из них три основных.

  1. Наведение замешательства и последующее прямое внушение - задается сложный или отвлеченный или неожиданный вопрос, который требует перестройки мышления и определенного интеллектуального напряжения. Человек начинает искать ответ, но его прерывают на полпути, сказав что-то вроде: «Забудь!». Усилить технику может предложение подумать о чем-то другом (переключение внимания). Вероятнее всего, он забудет то, что проговаривалось в течение последних минут 15-30.
  2. Использование контекстуального внушения - легкое и незаметное со стороны выделение голосом слов, которые внушают забывание, например: «Это можно забыть »; «Можно оставить эту мысль ». Через какое-то небольшое время по окончании разговора человек, действительно, перестает думать о каких-то проблемных вещах, а если и вспоминает, то мимоходом, не зацикливаясь на них.
  3. Применение образных техник - в разговорном гипнозе используется редко, чаще - в терапии. Метод основывается на визуализации. В воображении собеседника вызывается картина, в которой происходит нечто, связанное со стиранием информации (текст, буквы которого выцветают на глазах; волна, которая смывает рисунок на песке; ластик, который стирает рисунок и т.п.). Эффект от использования техники - чуть отсроченный, до нескольких дней; но очень стойкий.

О практическом применении. Иногда к гипнотерапевту приходят клиенты с запросом: «Сделайте так, чтобы я забыл!» - чаще всего речь идет о каких-либо травмирующих событиях, воспоминание о которых причиняет боль. И крайне редко бывает так, что специалист возьмется удовлетворить этот запрос. Одна из причин, по которой это происходит - определенные ограничения метода структурирования амнезии: если человек так измучен какими-то воспоминаниями, то они наверняка составляют такую доминанту, какую просто так не прихлопнешь. И поэтому в подобной ситуации чаще используются или , или , или - то, что облегчает, но не нарушает экологию.

Если же разговор не о терапии, то амнезия используется тогда, когда видно: сам человек не может отвлечься от того, что мешает ему двигаться дальше, фигурально говоря, упирается в стену. Он тратит силы на то, на что не может повлиять, и в результате этого «застревает» в коммуникации и тормозит общее достижение результата.

В качестве примера могу привести случай, который, пожалуй, нельзя отнести к моей обычной коучинговой работе. Это произошло во время трехдневного семинара, который я вместе с моими коллегами проводила в одном из пансионатов Подмосковья. Мы, шесть бизнес-тренеров, работали каждый со своей группой (и со своей темой) по полдня, а вечером обсуждали весь процесс, делились наблюдениями, вносили корректировки в дальнейший учебный план. В конце самого последнего дня предполагался большой «обсужданс» - требовалось подвести итоги и договориться о совместных планах на будущее. И утром этого дня - из-за какой-то путаницы в оргвопросах - всю нашу честную компанию стали выгонять из пансионата: какой-то клерк поставил в документах неверную дату. Проблема очень быстро разрешилась, но перенервничали мы сильно - шутка ли, почти двести человек, заплативших за обучение и проживание, грозят выгнать на улицу! Тем не менее, все сделали над собой усилие и с блеском довели дело до конца.

Но когда мы вечером собрались на подведение итогов, опять началось кипение страстей. Особенно сильно переживала одна коллега, назовем ее Татьяной. Она, не умолкая, громко, эмоционально, говорила о том, как она испугалась, как отвратительно поведение местной администрации, как легкомысленно относятся к жизни те, кто организовывал семинар с нашей стороны… и так по кругу… Прошел час, а мы еще не приступили к подведению итогов. А все уставшие - три дня работали, домой хотят, к семьям. Татьяну вежливо пытались остановить, но было видно - человек никого не слышит и весь поглощен произошедшей неприятностью, а думать на тему подведения итогов работы не в состоянии. А не обсуждать - тоже нельзя. И тут у меня появилась идея…

Первое, что я делала - присоединилась к Татьяне в ее сетованиях, проигнорировав отчаянные взгляды коллег, в которых ясно читалось: «Теперь мы отсюда точно не уедем!». Она обрадовалась нежданной поддержке и стала говорить чуть меньше, чтобы дать время высказаться и мне. Заклеймив местную администрацию, я задала Тане вопрос: «А как у тебя на семинаре вел себя участник такой-то?». Таня, за три дня пообщавшаяся с огромным количеством людей, естественно, не могла вспомнить, о ком ее спросили и, замолчав, стала напрягать память. Выждав приблизительно секунд 10-15, я сказала ей: «Забудь! Тут еще работы столько, надо итоги подвести и по домам ехать…». Таня с радостью прекратила процесс припоминания и активно включилась в обсуждение. Мы быстренько обговорили все необходимые детали и разъехались по домам.

Самое интересное произошло через два дня. Мне позвонил один из коллег, который был в приятельских отношениях с Татьяной, и растерянно сообщил: «Я беспокоился за нее, все же она там сильно перенервничала. Позвонил Тане, спросил, отошла ли она от этого инцидента с выселением из пансионата всех участников и нас с ними. А она меня спрашивает так удивленно: “Какое выселение? Я ничего такого не помню…”. Что это с ней? Она же так переживала, я думал - еще несколько лет будет вспоминать. Ты с ней тогда больше всех общалась - ничего такого (он неопределенно покрутил руками в воздухе) не заметила?».

Я успокоила коллегу, как могла, объяснив ему, что я сделала. По-моему, он, несмотря на то, что был осведомлен о моей специализации в гипнозе, не поверил. Но, в общем, это не принципиально, поскольку результат - с наименьшими потерями для всех участников процесса - был достигнут.

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

52 Comments

    • Симжит 07.04.2016

          • OKS-It 10.04.2016

                • Хребтов Александр 08.04.2016

                  • Василий 08.04.2016

Гипноз. Как использовать и противостоять Филин Александр

4.4. Следует ли использовать гипноз для восстановления памяти?

За прошлые 20 лет, или около того, разногласия вокруг вопроса, могут ли техники восстановления памяти искажать воспоминания, разделили исследователей гипноза на два лагеря так же, как и психотерапевтов. Большую часть шумихи можно приписать спорам о точности воспоминаний.

Мало того, что память часто ошибается, некоторые люди чрезмерно доверяют своим воспоминаниям вплоть до убеждения, что некоторые события, которые не имели места в реальности, произошли на самом деле.

Гипноз увеличивает явный объем воспоминаний, приводя к большему количеству и неправильной, и правильной информации.

Ложные воспоминания связаны с гипнотической восприимчивостью. У высокогипнабельных людей существует большая тенденция к ложным воспоминаниям, чем у низкогипнабельных, но даже относительно не поддающиеся внушению участники, включая очевидцев записанных на видео событий, рассказывают о том, чего не было.

Загипнотизированные люди, по крайней мере, столь же вероятно, как и незагипнотизированные, могут запутаться в своих воспоминаниях за счет наводящих вопросов. Так что в деле восстановления памяти гипноз, к сожалению, пока не может дать удовлетворительных результатов.

Из книги Разумное распределение активов. Как построить портфель с максимальной доходностью и минимальным риском автора Бернстайн Уильям

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги Измени свою жизнь с НЛП автора Итон Алисия

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

НЛП и гипноз Поскольку основная работа НЛП выполняется подсознанием в состоянии транса или гипноза, многие спрашивают о том, чем НЛП отличается от гипнотерапии.Гипнотерапия – это форма психотерапии (когда человек анализирует собственную жизнь, связывая настоящее с

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Из книги Тайны человеческого мозга автора Епифановская Наталья

Из книги Гипноз. Как использовать и противостоять автора Филин Александр

Из книги Я всё могу! Позитивное мышление по методу Луизы Хей автора Могилевская Ангелина Павловна

2.1. Что такое гипноз? Гипнозом называется ограниченное по времени влияние на психику человека, в результате которого происходят изменения в областях самоконтроля и самосознания.Слово «гипноз» в переводе с греческого означает «внушенный сон».Гипноз – это искусственно

Из книги Сверхвозможности человеческого мозга. Путешествие в подсознание автора Радуга Михаил

3.1. Явный гипноз Явный, прямой гипноз – это признанный эффективный метод лечения. Он проводится с согласия пациента, в условиях тщательной подготовки.В транс при явном гипнозе вводят различными способами. Общее то, что в таком состоянии человек воспринимает только четкие

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

5.1. Гипноз – целитель Возможность применения гипноза для активного воздействия на больного внушением позволяет лечить невротические состояния, разные формы неврозов и другие недуги, особенно возникшие вследствие переутомления, психической травмы, осложнения страхом

Из книги Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»] автора Могучий Антон

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Гипноз и внушение Малоизученной возможностью освоить фазу является гипнотическое воздействие на человека. Речь идет о том, чтобы гипнолог внушением или установками ввел в фазу среднестатистического человека. То, что это актуально для личностей, которые легко поддаются

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Упражнения для снятия усталости и восстановления умственной работоспособности 1. Лягте на спину, ноги согните в коленях, плотно прижмите их к груди и обхватите обеими руками.Спину скруглите и слегка покачайтесь назад и вперед, затем сбоку на бок.После руки положите вдоль

Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Различают две базисных разновидности нарушения памяти человека, а именно качественное расстройство функции памяти и количественное. Качественный тип аномального функционирования выражается в возникновении ошибочных (ложных) воспоминаний, в перепутанности явлений действительности, случаев из прошлого и воображаемых ситуаций. Количественные дефекты обнаруживаются в ослаблении либо усилении следов памяти, а кроме этого в выпадении биологического отражения событий.

Нарушения памяти довольно многообразны, большинство из них характеризуются кратковременностью и обратимостью. В основном, подобные расстройства спровоцированы переутомлением, невротическими состояниями, влиянием лекарственных препаратов и чрезмерным употреблением спиртосодержащих напитков. Другие из них, порождены более существенными причинами и поддаются коррекционному воздействию намного сложнее. Так, к примеру, в комплексе нарушение памяти и внимания, а также мыслительной функции (), считается более серьезным расстройством, приводящим к понижению адаптационного механизма личности, что делает зависимым от окружающих.

Причины нарушения памяти

Факторов, провоцирующих расстройство когнитивных функций психики, существует огромное множество. Так, например, нарушения памяти человека могут быть спровоцированы наличием астенического синдрома, проявляемого в быстрой утомляемости, истощенности организма, также возникают вследствие высокой тревожности индивида, черепно-мозговых травм, возрастных изменений, при депрессивном состоянии, алкоголизме, интоксикации, дефиците микроэлементов.

Нарушение памяти у детей может быть вследствие врожденного умственного недоразвития либо приобретенным состоянием, которое выражается обычно в ухудшении непосредственно процессов запоминания и воспроизведения полученной информации (гипомнезия) или в выпадении отдельных моментов из памяти (амнезия).

Амнезия у маленьких представителей социума чаще является следствием перенесенной травмы, наличия психического заболевания, сильного отравления. Частичные дефекты памяти у малышей наиболее часто наблюдаются в результате воздействия следующих факторов в комплексе: неблагоприятный психологический микроклимат в семейных отношениях либо в детском коллективе, частые астенические состояния, включая вызванные постоянными острыми респираторными инфекциями, и гиповитаминоз.

Так устроила природа, что с момента появления на свет память у младенцев постоянно развивается, следовательно, является уязвимой перед неблагоприятными факторами среды. Среди таких неблагоприятных факторов можно выделить: трудную беременность и сложные роды, родовые травмы ребенка, длительные хронические недуги, отсутствие грамотной стимуляции формирования памяти, непомерную нагрузка на детскую нервную систему, связанную с излишним объемом информации.

Кроме этого, нарушение памяти у детей может отмечаться и после перенесенных заболеваний соматического характера в процессе выздоровления.

У взрослых лиц данное расстройство может наступать вследствие постоянного воздействия стрессовых факторов, наличия различных недугов нервной системы (например, энцефалит или болезнь Паркинсона), неврозы, наркомания и злоупотребление спиртосодержащими напитками, заболевания психики, .

Кроме этого не менее важным фактором, сильно воздействующим на способность запоминать, считаются и заболевания соматического характера, при которых отмечается повреждение сосудов, снабжающих головной мозг, что ведет к патологиям мозгового кровообращения. К таким недугам можно отнести: гипертоническую болезнь, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, патологии функционирования щитовидной железы.

Также нарушение кратковременной памяти зачастую может иметь непосредственную связь с дефицитом либо не усвоением некоторых витаминов.

В основном, если естественный процесс старения не отягощен никакими сопутствующими недугами, то снижение функционирования познавательного психического процесса происходит очень медленно. Вначале становится труднее вспомнить события, произошедшие давно, постепенно, по мере старения, индивид не может вспомнить и события, случившееся совсем недавно.

Нарушение памяти и внимания может также наступать вследствие дефицита йода в организме. При недостаточности функции щитовидной железы у индивидов появляется лишний вес, апатичность, депрессивный настрой, раздражительность и мышечные отеки. Во избежание описанных проблем необходимо постоянно следить за своим рационом и употреблять в пищу как можно больше продуктов, богатых йодом, например, морепродукты, твердый сыр, орехи.

Не во всех случаях забывчивость индивидуумов следует приравнивать к дисфункции памяти. Нередко субъект сознательно стремится забыть трудные жизненные моменты, неприятные, а зачастую и трагические события. В этом случае забывчивость играет роль защитного механизма. Когда индивид из памяти вытесняет неприятные факты – это называется репрессией, когда уверен, что травматические события не происходили вовсе – это именуется отрицанием, вымещение отрицательных эмоций на ином объекте – называется замещением.

Симптомы нарушения памяти

Психическая функция, обеспечивающая фиксацию, сохранение и репродукцию (воспроизведение) различных впечатлений и событий, возможность накапливать данные и использовать ранее приобретенный опыт, называется памятью.

Явления познавательного психического процесса в равной степени могут иметь отношение к эмоциональной области и сфере когниций, фиксированию двигательных процессов и умственного опыта. Согласно этому выделяют несколько разновидностей памяти.

Образная представляет собой умение запоминать разнообразные образы.
Двигательная определяет умение запоминать последовательность и конфигурации движений. Бывает также память на душевные состояния, к примеру, эмоциональные или висцеральные ощущения, такие как боль или дискомфорт.

Символическая является для человека специфической. При помощи этой разновидности познавательного психического процесса субъекты запоминают слова, мысли и идеи (логическое запоминание).
Краткосрочная заключается в запечатлении в памяти большого объема регулярно поступающей информации на короткое время, затем такая информация ликвидируется либо откладывается в слот долгосрочного запоминания. С избирательным сохранением на длительное время наиболее значимой для индивидуума информации связана долгосрочная память.

Объем оперативной памяти состоит из актуальной на данный момент информации. Способность запоминать данные такими, какими они являются в действительности, без создания логических связей называется механической памятью. Такая разновидность познавательного психического процесса не считается фундаментом интеллекта. При помощи механической памяти, в основном, запоминаются имена собственные, числа.

Запоминание происходит с выработкой логических связей при ассоциативной памяти. В ходе запоминания данные сопоставляются и обобщаются, анализируются и систематизируется.

Кроме этого выделяют непроизвольную память и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание сопутствует деятельности личности и не связано с намерением что-либо зафиксировать. Произвольный познавательный психический процесс связан с предварительным указанием на запоминание. Данный вид наиболее продуктивен и является базисом обучения, однако требует соблюдения особых условий (осмысление запоминаемого материала, максимальное внимание и концентрации).

Все расстройства познавательного психического процесса можно подразделить на категории: временные (длительностью от двух минут до пары лет), эпизодические, прогрессирующие и синдром Корсакова, являющий собой нарушение кратковременной памяти.

Можно выделить следующие виды нарушения памяти: расстройство запоминания, сохранения, забывания и репродукции различных данных и персонального опыта. Различают качественные нарушения (парамнезии), проявляющиеся в ошибочных воспоминаниях, спутанности прошлого и теперешнего, действительного и воображаемого, и количественные расстройства, обнаруживающие себя в ослаблении, выпадении либо усилении отражения событий в памяти.

Количественные дефекты памяти – это дисмнезия, к ней относят гипермнезию и гипомнезию, а также амнезию.

Амнезией называется выпадение из познавательного психического процесса разных сведений, навыков на некоторый временной промежуток.

Амнезия характеризуется распространением на временные отрезки, отличающиеся по продолжительности.

Пробелы в памяти бывают устойчивыми, стационарными, наряду с этим в большинстве случаев воспоминания частично либо полностью возвращаются.

Амнезии также могут подвергнуться и приобретенные специфические знания и навыки, например, умение водить машину.

Выпадение памяти на ситуации, предшествующие состоянию трансформированного сознания, органическому повреждению мозга, гипоксии, развитию психотического синдрома острого течения, называется ретроградной амнезией.

Ретроградная амнезия проявляется в отсутствии познавательного психического процесса на промежуток до начала патологии. Так, например, индивид с травмой черепа может забыть все происходящее с ним на протяжении десяти дней до образования травмы. Утрата памяти на промежуток после возникновения недуга носит название антероградная амнезия. Длительность этих двух видов амнезий может варьироваться от пары часов до двух-трех месяцев. Также существует ретроантероградная амнезия, охватывающая продолжительный этап выпадения познавательного психического процесса, который включает промежуток времени до обретения недуга и период после.

Фиксационная амнезия проявляется неспособностью субъектом удержать и закрепить поступающую информацию. Все происходящие вокруг такого больного воспринимается им адекватно, однако не сохраняется в памяти и через несколько минут, нередко даже секунд такой больной полностью забывает происходящее.

Фиксационная амнезия представляет собой потерю способности запоминать, а также воспроизводить новую информацию. Ослаблена либо отсутствует способность запоминать текущие, недавние ситуации, при этом сохраняются в памяти ранее приобретенных знаний.

Проблемы нарушения памяти при фиксационной амнезии обнаруживаются в нарушении ориентирования во времени, окружающих лицах, обстановке и ситуациях (амнестическая дезориентировка).

Тотальная амнезия проявляется выпадением всей информации из памяти индивида, включая даже данные о нем самом. Индивид с тотальной амнезией не знает собственное имя, не подозревает о собственном возрасте, месте жительства, то есть он не может вспомнить ничего из собственной прошлой жизни. Тотальная амнезия чаще всего наступает при серьезной травме черепа, реже она возникает при недугах функционального характера (при явных стрессовых обстоятельствах).

Палимпсест обнаруживается вследствие состояния алкогольного опьянения и проявляется выпадением отдельных событий из познавательного психического процесса.

Истерическая амнезия выражается в провалах познавательного психического процесса, имеющего отношение к неприятным, невыгодным для индивида фактам и обстоятельствам. Истерическая амнезия также как и защитный механизм вытеснение наблюдается не только лишь у больных людей, но также и у здоровых индивидуумов, которые характеризуются акцентуированностью по истерическому типу.

Пробелы в памяти, которые заполняются разнообразными данными, называются парамнезией. Она подразделяется на: псевдореминисценции, конфабуляции, эхомнезии и криптомнезии.

Псевдореминисценциями называют замещение пробелов познавательного психического процесса данными и действительными фактами из жизни индивида, но существенно смещенными во временном отрезке. Так, например, пациент, страдающий старческим слабоумием и находящийся в лечебном учреждении на протяжении шести месяцев, до болезни бывший отличным преподавателем математики, может всех уверять, что две минуты назад проводил занятия по геометрии в 9 классе.

Конфабуляции проявляются замещением пробелов памяти измышлениями фантастического характера, при этом больной в реальности таких измышлений уверен на сто процентов. Например, пациент восьмидесяти лет, страдающий церебросклерозом, сообщает о том, что его мгновение назад допрашивали одновременно Иван Грозный и Афанасий Вяземский. Любые попытки доказать, что вышеуказанные известные личности давно мертвы, являются тщетными.

Обман памяти, характеризующийся восприятием событий, совершающихся в данное время, в качестве событий, происходивших ранее, называется эхомнезией.

Экмнезия – это обман памяти, заключающийся в проживании далекого прошлого как настоящее. Например, лица пожилого возраста начинают считать себя юными и готовятся к свадьбе.

Криптомнезии – это пробелы, заполняемые данными, источник которых больной индивид забывает. Он может не помнить, наяву либо во сне случилось событие, мысли, вычитанные в книгах он принимает за собственные. Например, часто больные, цитируя стихи известных поэтов, выдают за свои.

В качестве разновидности криптомнезии можно рассматривать отчужденное воспоминание, заключающееся в восприятии больным событий своей жизни не как реально прожитые моменты, а как увиденные в кино или прочитанные в книге.

Обострение памяти называется гипермнезией и проявляется она в виде притока большого количества воспоминаний, которые зачастую характеризуются наличием чувственных образов и охватывают непосредственно событие и его отдельные части. Возникают чаще в форме хаотичных сцен, реже – связанных одним сюжетным сложным направлением.

Гипермнезии часто присущи лицам, страдающим маниакально-депрессивным психозом, шизофреникам, особам, находящимся в начальной стадии алкогольного опьянения либо под воздействием марихуаны.

Гипомнезия – это ослабление памяти. Зачастую гипомнезия выражается в форме неравномерного нарушения различных процессов и в первый черед – сохранения и репродукции полученных сведений. При гипомнезии, преимущественно, значительно ухудшается запоминание текущих событий, которое может сопутствовать прогрессирующей либо фиксационной амнезии.

Нарушение памяти проистекает в соответствии определенной последовательности. Сначала забываются недавние события, затем более ранние. Первичным проявлением гипомнезии считается нарушение воспоминаний избирательного характера, то есть воспоминаний, необходимых именно в это мгновение, позже они могут всплывать. В основном, перечисленные виды нарушения и проявления наблюдаются у пациентов, страдающих патологиями головного мозга, либо у престарелых людей.

Лечение нарушения памяти

Проблемы данного нарушения легче не допустить, нежели лечить. Поэтому разработано множество упражнений, позволяющих держать собственную память в «тонусе». Регулярные упражнения способствуют минимизации риска возникновения нарушений, предотвращая заболевания сосудов, которые провоцируют ухудшение памяти.

Кроме этого, тренировки памяти и мыслительных способностей помогает не только сберечь, но и улучшить познавательный психический процесс. Согласно множеству исследований среди образованных индивидов гораздо меньше пациентов с болезнью Альцгеймера, нежели среди необразованных лиц.

Также употребление витаминов С и Е, потребление продуктов, насыщенных омега-3 жирными кислотами снижает риск появления болезни Альцгеймера.

Диагностика нарушений памяти базируется на двух ключевых принципах:

— на установлении недуга, повлекшего за собой нарушение (включает сбор анамнестических данных, анализ неврологического статуса, проведение компьютерной томографии, ультразвукового либо ангиографического исследования мозговых сосудов при необходимости, забор крови на содержания тиреотропных гормонов;

— на определении степени тяжести и характера патологии функции памяти при помощи нейропсихологического тестирования.

Диагностика нарушений памяти осуществляется при помощи различных психологических методик, направленных на обследование всех видов памяти. Так, например, у пациентов с гипомнезией, большей частью, ухудшается кратковременная память. Для исследования данного вида памяти пациенту предлагается повторить определенное предложение со «строчечным добавлением». Пациент с гипомнезией не в состоянии повторить все произнесенные фразы.

В первый черед, лечение любых нарушений данного расстройства зависит непосредственно от факторов, спровоцировавших их развитие.

Препараты при нарушении памяти назначаются исключительно после проведения полного диагностического обследования и исключительно специалистом.

Для коррекции легкой степени нарушений функций данного расстройства применяются различные физиотерапевтические методы, например, электрофорез с глютаминовой кислотой, вводимой через нос.

Также успешно применяется психолого-педагогическое коррекционное воздействие. Педагог обучает пациентов запоминать информацию, используя другие процессы мозга, взамен пораженных. Так, например, если пациент не в состоянии запоминать название предметов, произнесенных вслух, то можно его научить запоминать, представив зрительный образ такого предмета.

Препараты при нарушении памяти назначаются в соответствии с недугом, спровоцировавшим возникновение расстройства памяти. Например, если нарушение вызвано переутомлением, то помогут лекарственные средства тонизирующего действия (экстракт элеутерококка). Зачастую при нарушениях функций памяти врачи назначают прием ноотропных препаратов (Луцетам, Ноотропил).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «4elentano.ru» — Женский портал - Гармония