Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности. И.Б

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Диагностика нравственного развития детей младшего школьного возраста

Для отслеживания нравственного развития у учащихся в начальной школе предлагается использовать набор методик:

    «Закончи историю»

    «Сюжетные картинки»

    Цветовой тест отношений

    «Сделаем вместе»

Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у младших школьников.

Методика «Закончи историю»

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:

    доброта - злость,

    щедрость - жадность,

    трудолюбие - лень,

    правдивость - лживость.

Для изучения нравственного сознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и вы­полнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Други­ми словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят сле­дующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал...

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила краси­вую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая се­стра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла вос­питательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора склады­вать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали краси­вую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушки?» Тогда Петя ответил...

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в про­токоле.

Обработка результатов

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или пло­хое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оце­нивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Примеры выполнения детьми задания «Закончи историю»

Взрослый..У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игруш­ки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что

сказал мальчик?

Ира. Нельзя бросать игрушки на дорогу. Взрослый. Как поступил мальчик? Ира. Не знаю.

Взрослый. Почему он так сказал? Ира. Потому что машина проедет.

Оценка: 1 балл, так как Ира не смогла оценить поступок мальчика.

Взрослый. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспита­тельница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля отве­тила... Что ответила Оля?

Катя. Ладно, помогу.

Взрослый. Как поступила Оля?

К а т я. Хорошо.

Взрослый. Почему? Катя. Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Катя оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственная норма не сформулирована.

Взрослый. Коле на день рождения мама подарила красивую ма­шину Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил... Что ответил Коля?

Сережа. На.

Взрослый. Как поступил Коля?

Сережа. Хорошо.

Взрослый. Почему?

Сережа. Потому что дал поиграть, он нежадный.

Оценка: 3 балла, так как Сережа оценил поступок и назвал нравственную норму.

Взрослый. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, доро­гую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?»

Тогда Петя ответил... Что ответил Петя?

Семен. Я сломал.

Взрослый. Почему он так сказал?

Семен. Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал. Взрослый. Как поступил Петя?

Семен. Хорошо.

Взрослый. Почему?

Семен. Потому что надо говорить правду.

Оценка: 4 балла , так как Семен назвал норму и мотивировал ее.

Методика «Сюжетные картинки»

Цель: изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что и в предыдущей методике.

Предварительные замечания

Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе ребенок должен дать моральную оценку изображенным на кар­тинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности (то есть соответствия) эмоциональных реакций ребенка на моральные нор­мы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение ч т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Проведение методики

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разло­жи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нари­сованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объяс­няй, куда ты положишь каждую картинку и почему» (см. рис. 5-9).

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а так­же его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадек­ватны или отсутствуют.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновы­вает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выраже­ны слабо.

4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, про­являются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Примеры выполнения детьми задания «Сюжетные картинки»

Взрослый дает участнику две картинки с изображением поло­жительного и отрицательного поступка. Даниил берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.

Даниил. Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает. (При этом лицо у него серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что не доволен поступком мальчика. После этого Даниил переводит взгляд на другую картинку, заулыбался.)

Даниил. А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я все­гда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.

Оценка: 4 балла, так как Данил проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Изучение индивидуального содержания каждой нормы, ее качественных характеристик.

Предварительные замечания

Восприятие цвета тесно связано с эмоциональной жизнью любо­го человека, а тем более ребенка. Эта связь подтверждена во многих экспериментально-психологических исследованиях и давно исполь­зуется в психодиагностике. ЦТО является проективной методикой, то есть предполагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его отношения к предлагаемым понятиям. Именно поэтому здесь нет правильных или неправильных (хороших или пло­хих, глупых) ответов.

Простая процедура проведения этой методики позволяет прово­дить ее с детьми уже младшего дошкольного возраста (3-4 года); она также очень компактна, не занимает много времени как при ее про­ведении, так и при ее обработке.

Так как понимание таких понятий, как «альтруизм» и «эгоизм» для детей дошкольного возраста затруднено, то в ЦТО они были заменены близкими по значению понятиями «добрый» и «злой», таким образом, в данном случае эти понятия будут считаться синонимами.

Проведение методики

Для проведения ЦТО необходим лист белой бумаги (210х290 мм) и 8 карточек разного цвета

    синий,

    зеленый,

    красный,

    желтый,

    фиолетовый,

    коричневый,

    черный,

    серый.

Исследование проводится индивидуально.

Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке и говорят: « Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. За этими окошками живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто, где будет жить. Договорились? Хорошо! За каким окошком живут добрые люди? А ленивые?»

Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные каче­ства. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый... и так далее. При этом цвета могут повторяться, то есть ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка.

Обработка результатов

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоен­ный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоциональ­но-психологическое значение. Более подробное описание может дать только специалист-психолог.

СИНИЙ : добросовестный, спокойный, несколько холодный.

ЗЕЛЕНЫЙ: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

КРАСНЫЙ: дружелюбный, общительный, энергичный, уверен­ный, раздражительный.

ЖЕЛТЫЙ : очень активный, открытый, общительный, веселый. ФИОЛЕТОВЫЙ: беспокойный, эмоционально напряженный, потребность в душевном контакте.

КОРИЧНЕВЫЙ : зависимый, чувствительный, расслабленный. ЧЕРНЫЙ : молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

СЕРЫЙ : вялый, пассивный, неуверенный, безразличный. При анализе результатов теста цветовых отношений необходимо учитывать неравномерное формирование у детей эмоционального отношения к различным нравственным понятиям. Опыт показывает, что дети обычно выбирают:

ДОБРЫЙ -желтый и красный цвета. Другими словами, дети счи­тают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый, отзывчивый, обаятельный. Адекватное отношение к понятию «добрый» у детей формируется уже к 4-5 годам.

ЗЛОЙ - синий (в 3-4 года), коричневый (в 4-5 лет) и черный (с 5 лет) цвета. Эти цвета отражают холодность, отчужденность, эго­истичность, враждебность, отвержение. Другими словами, дошколь­ники отвергают, не приемлют это качество личности.

ЧЕСТНЫЙ - желтый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как общитель­ность, открытость, дружелюбность.

Следует, однако, отметить, что к такому выводы дети приходят не сразу. Дети 3-5 лет нередко относят честность к отрицательным качествам, приписывая ей черный цвет. И только старшие дошколь­ники и младшие школьники уверенно относят это качество к поло­жительным, не выбирая для него черный цвет, а «раскрашивая» его в яркие, солнечные цвета.

Это происходит по ряду причин. Во-первых, всем известно, что одной из главных причин детской лжи является стремление избе­жать наказания со стороны взрослого, то есть в данном случае об­ман выступает как благо для ребенка, тогда как честность приводит к наказанию, является «злом» для него. Во-вторых, это связано с ябедничеством (или доносительством), когда ребенок честно рас­сказывает о чьем-то нехорошем поступке и взрослый осуждает его за это. П. Экман, например, отмечает, что на этот счет нет четкой позиции не только у большинства взрослых, но и у общества в це­лом. Таким образом, взрослые всегда осуждают ложь, но правда ими не всегда одобряется. Это приводит к быстрому усвоению отрица­тельного отношения к обману и длительному формированию отно­шения к честности.

ЛЖИВЫЙ - черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, так как он ассоциируется с такими личностными характеристика ми, как упрямство, враждебность, эгоистичность. Даже самые маленькие (в 3-4 года), выбирая для «обманщика» фиолетовый цвет, Фиксируют его неискренность и эгоистичность. Таким образом, можно говорить о формировании адекватного отношения к понятию «ложь» уже к четырем годам.

ЩЕДРЫЙ - красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить что диада личностных качеств «щедрость - жадность» для дошколь­ника является очень сложной, и поэтому отношение к ней противо­речивое, формируется на протяжении всего дошкольного детства. С раннего возраста ребенку говорят о том, что «надо делиться», «плохо быть жадным» и т. д. В то же время процесс «деления» зачастую свя­зан у ребенка с отрицательными эмоциями (вернули игрушку сломан­ной, съели его сладости и пр.). Таким образом, знание о том, что «быть нежадным - это хорошо», как бы противоречит собственному опыту ребенка.

Именно поэтому на протяжении всего дошкольного детства не­возможно выделить наиболее приоритетные цвета для понятия «щед­рый». Можно лишь отметить уменьшение использования черного цвета для этого понятия до полного его исчезновения в старшем до­школьном возрасте, что свидетельствует о причислении этого каче­ства к положительным. И только в младшем школьном возрасте ста­новится возможным выделение указанных выше цветов:

ЖАДНЫЙ - красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным. При­чем такое отношение к жадности формируется у детей не сразу. Ассо­циация 3-4-летних детей жадного человека с серым цветом свидетель­ствует о неуверенности, нерешительности младших дошкольников при отнесении жадности к отрицательным качествам характера. Оно яв­ляется для них скорее предпочитаемым. По мере взросления увеличи­вается количество детей, выбирающих для этого понятия черный цвет;

старшие дошкольники и младшие школьники уже относят жадность к отрицательным чертам характера, отвергают его.

ТРУДОЛЮБИВЫЙ - фиолетовый и желтый цвета. Другими сло­вами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к ак­тивным действиям, может быть суетлив. Такие цвета выбирают дети старше 4 лет, а самые маленькие предпочитают коричневый и чер­ный цвета. Это связано, скорее всего, с тем, что детям младшего до­школьного возраста не предъявляют больших требований, связанных с трудом, и данное качество личности для них не является актуаль­ным. Им еще непонятно это качество, и эмоциональное отношение к нему неадекватное.

ЛЕНИВЫЙ - коричневый, серый, синий цвета. То есть дети спра­ведливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным вдело, вялым, пассивным, а также холодным. И чем старше дошкольник, тем более отвергаемым, неприемлемым для него является это каче­ство. Причем, как и в предыдущем случае, адекватное эмоциональ­ное отношение к этому качеству формируется у дошкольников после 4лет, а малыши ассоциируют ленивого человека с красным и желтым цветами. То есть у детей этого возраста нет негативного отношения к лени, так как, например, главный положительный герой русских ска­зок - Иванушка-дурачок - целыми днями лежит на печи, то есть ленив. Да и родители, как уже упоминалось, не предъявляют высо­ких требований к труду малышей.

Цель контрольного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования.

Нами были проведены повторные методики, что и на констатирующем этапе (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) "Закончи историю", "Сюжетные картинки". Исследование проводилось в НУНДОО "ЦРР"ЯКУТСКЭНЕРГО" г.Мирного в старшей группе. В исследовании принимали участие 20 дошкольников: 10 детей составляли экспериментальную группу и 10 детей - контрольную.

Методика "Закончи историю".

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость.

Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные качества наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов.

  • 1балл - ребенок не может оценить поступки детей.
  • 2балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
  • 3балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
  • 4балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика "Сюжетные картинки".

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике.

Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.

Проведение методики.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

  • 1балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  • 2балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
  • 3балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
  • 4балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

На формирующем этапе эксперимента мы пытались развивать нравственные качества по средствам художественной литературы, а конкретно по сказкам, через игры - драматизации, рисование и другие виды деятельности.

На основе применения данных методик мы оценили уровень развития нравственных качеств, нравственных чувств и нравственного поведения детей.

Анализ результатов контрольного эксперимента по методике "Закончи историю" свидетельствует, что у большинства 3 ребят - 30 % сформированность нравственных качеств на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные качества, как доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.

Примерные ответы детей звучали таким образом:

Воспитатель: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: "Я тоже хочу поиграть с этой машиной". Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?

София: Поиграй.

Воспитатель: Как поступил Коля?

София: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

София: Он не жадничал и дал поиграть Коле.

Оценка: 3 балла, так как София оценила поступок и назвала нравственную качества.

На высоком уровне развития морального сознания находится 6 ребят - 60 %. Эти дети называют нравственные качества, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.

Примерные ответы были таковы:

Воспитатель: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?

Роман: Я сломал.

Воспитатель: Почему он так сказал?

Роман: Он был хороший и никогда не врал. И признал, что он сломал.

Воспитатель: Как поступил Петя?

Роман: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Роман: Надо говорить правду.

Оценка: 4 балла, так как Роман назвал норму и мотивировал ее.

На низком уровне развития морального сознания находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок правильно оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственные качества не формулируют. Примерные ответы ребенка:

Воспитатель: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?

Сергей: Ладно, помогу.

Воспитатель: Как поступила Оля?

Сергей: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

Сергей: Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Сергей оценил поступок, но не объяснил свою оценку, нравственные качества не сформулированы.

Таблица 4 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Закончи историю" на контрольном этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств

На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным качествам находятся 3 детей - 30 %. Дети правильно раскладывали картинки - с правой стороны - хорошие поступки, с левой стороны - плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Аня положила картинку с мальчиками, дерущимися из - за лошадки, влево, при этом сказала, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положила направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

На низком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

Таблица 5 Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Сюжетные картинки" на контрольном этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств

Испытуемый

Называет нравственную норму

Оценка поведения детей

Мотивировка оценки

Количество баллов

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество баллов

Таблица 6 Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп по методикам "Закончи историю" и "Сюжетные картинки".

Построим диаграмму по методикам "Закончи историю" и "Сюжетные картинки" экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования

Рисунок 2 - Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования

Результаты диагностики 1 - го и 3 - го этапов исследования представлены на рис.3 и рис.4


Рисунок 3 - Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств на 1 - м этапе исследования у старших дошкольников.


Рисунок 4 Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств на 3 - м этапе контрольного исследования у старших дошкольников.

Из диаграммы видно, что почти половина испытуемых на контрольном этапе исследования 6 ребят - 60 % показали высокое осознание нравственных качеств, а на констатирующем этапе был 1 ребенок с высоким уровнем - 10 % - это означает, что высокий уровень вырос на 5 ребят - 50 %; большая часть испытуемых на контрольном этапе - это 3 ребенка - 30 % показали среднее осознание нравственных качеств, чем на констатирующем этапе на 1 ребенка - 10 % ниже; и лишь маленький процент испытуемых на контрольном этапе 1 ребенок - 10 % показал низкий уровень осознания нравственных качеств, нежели чем на констатирующем этапе - на 5 ребят - 50 % меньше.

Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных качеств.

С целью определения изменились ли отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников, нами было проведено то же анкетирование родителей, как и 1 - м этапе исследования. Участвовали 10 родителей. Им были заданы те же вопросы, что и на констатирующем этапе:

  • - Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?
  • - Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?
  • - Объясняете ли вы своему ребенку каким должен быть хороший человек?

У родителей изменилось отношение к пониманию о формировании нравственных качеств стали всегда обращать внимание 8 человек - 80 % родителей; и редко - 2 человека - 20 %, в зависимости от случая к случаю. Почти все родители стали обращать внимание на нравственные качества у дошкольников 9 родителей - 90 % и объясняют ребенку, что значит быть честным; 1 родитель - 10 % старается объяснить, что значит быть справедливым.

Все родители 10 человек ответили, что начинать формировать нравственные качества надо с рождения.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, и родители стали обращать внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, активно используются художественные произведения для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.

Анализируя в целом понимание необходимости формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста воспитателями и родителями, и состояние современной практике ДОУ и семьи. Можно сказать следующие: проводимая работа в системе совместно ДОУ и семьи с использованием разнообразных форм и методов будет эффективна, это видно по хорошим показателям эмоционального отношения ребят к нравственным качествам.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

нравственность сказка художественный дошкольник

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Результаты экспериментальной работы

Цель контрольного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования.

Нами были проведены повторные методики, что и на констатирующем этапе (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)"Закончи историю", "Сюжетные картинки". Исследование проводилось в МДОАУ № - г. Белогорска, Амурской области, в старшей группе с сентября 2011 по февраль 2012 г. В исследовании принимали участие 20 дошкольников: 10 детей составляли экспериментальную группу и 10 детей - контрольную.

Методика "Закончи историю".

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость.

Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные качества наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…

Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем завтракать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика "Сюжетные картинки".

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике.

Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.

Проведение методики.

Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему".

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

На формирующем этапе эксперимента мы пытались развивать нравственные качества по средствам художественной литературы, а конкретно по сказкам, через игры - драматизации, рисование и другие виды деятельности.

На основе применения данных методик мы оценили уровень развития нравственных качеств, нравственных чувств и нравственного поведения детей.

Анализ результатов контрольного эксперимента по методике "Закончи историю" свидетельствует, что у большинства 3 ребят - 30 % сформированность нравственных качеств на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные качества, как доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.

Примерные ответы детей звучали таким образом:

Воспитатель: Коле на день рождения мама подарила красивую машину. Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: "Я тоже хочу поиграть с этой машиной". Тогда Коля ответил… Что ответил Коля?

София: Поиграй.

Воспитатель: Как поступил Коля?

София: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

София: Он не жадничал и дал поиграть Коле.

Оценка: 3 балла, так как София оценила поступок и назвала нравственную качества.

На высоком уровне развития морального сознания находится 6 ребят - 60 %. Эти дети называют нравственные качества, правильно оценивают поведение детей и мотивируют свою оценку.

Примерные ответы были таковы:

Воспитатель: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил… Что ответил Петя?

Роман: Я сломал.

Воспитатель: Почему он так сказал?

Роман: Он был хороший и никогда не врал. И признал, что он сломал.

Воспитатель: Как поступил Петя?

Роман: Хорошо.

Взрослый: Почему?

Роман: Надо говорить правду.

Оценка: 4 балла, так как Роман назвал норму и мотивировал ее.

На низком уровне развития морального сознания находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок правильно оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственные качества не формулируют. Примерные ответы ребенка:

Воспитатель: Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила… Что ответила Оля?

Сергей: Ладно, помогу.

Воспитатель: Как поступила Оля?

Сергей: Хорошо.

Воспитатель: Почему?

Сергей: Не знаю.

Оценка: 2 балла, так как Сергей оценил поступок, но не объяснил свою оценку, нравственные качества не сформулированы.

Таблица 4 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Закончи историю" на контрольном этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств

Испытуемый

Называет нравственную норму

Оценка поведения детей

Мотивировка оценки

Количество баллов

Рассмотрим итоги выполнения детьми задания "Сюжетные картинки". Они показали, что дети выражают своё эмоциональное отношение к нравственным качествам (доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость).

На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находится 6 ребят - 60 %. Эти ребята не только правильно разложили картинки, но и обосновали свои ответы, сопровождая их яркими эмоциональными реакциями. Например, Леонид берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.

Леонид: Этот мальчик жадничает. Мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. (При этом лицо у Леонида серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что он не доволен поступком мальчика. Переведя, взгляд на другую картинку, Леня заулыбался).

Леонид: А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю кого-нибудь. И они меня угощают.

Оценка: 4 балла, так как Леонид проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным качествам находятся 3 детей - 30 %. Дети правильно раскладывали картинки - с правой стороны - хорошие поступки, с левой стороны - плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Аня положила картинку с мальчиками, дерущимися из - за лошадки, влево, при этом сказала, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положила направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

На низком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находится 1 ребенок - 10 %. Этот ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

Таблица 5 - Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Сюжетные картинки" на контрольном этапе исследования. Оценка осознания детьми нравственных качеств

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество баллов

Таблица 6 - Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп по методикам "Закончи историю" и "Сюжетные картинки".

Построим диаграмму по методикам "Закончи историю" и "Сюжетные картинки" экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования

Кол - во человек в %

Рисунок 2 - Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования

Результаты диагностики 1 - го и 3 - го этапов исследования представлены на рис.3 и рис.4



Рисунок 3 - Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств на 1 - м этапе исследования у старших дошкольников.



Рисунок 4 Диаграмма уровня сформированности нравственных качеств на 3 - м этапе контрольного исследования у старших дошкольников.

Из диаграммы видно, что почти половина испытуемых на контрольном этапе исследования 6 ребят - 60 % показали высокое осознание нравственных качеств, а на констатирующем этапе был 1 ребенок с высоким уровнем - 10 % - это означает, что высокий уровень вырос на 5 ребят - 50 %; большая часть испытуемых на контрольном этапе - это 3 ребенка - 30 % показали среднее осознание нравственных качеств, чем на констатирующем этапе на 1 ребенка - 10 % ниже; и лишь маленький процент испытуемых на контрольном этапе 1 ребенок - 10 % показал низкий уровень осознания нравственных качеств, нежели чем на констатирующем этапе - на 5 ребят - 50 % меньше.

Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных качеств.

С целью определения изменились ли отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников, нами было проведено то же анкетирование родителей, как и 1 - м этапе исследования. Участвовали 10 родителей. Им были заданы те же вопросы, что и на констатирующем этапе:

1) Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?

2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?

3) Объясняете ли вы своему ребенку каким должен быть хороший человек?

У родителей изменилось отношение к пониманию о формировании нравственных качеств стали всегда обращать внимание 8 человек - 80 % родителей; и редко - 2 человека - 20 %, в зависимости от случая к случаю. Почти все родители стали обращать внимание на нравственные качества у дошкольников 9 родителей - 90 % и объясняют ребенку, что значит быть честным; 1 родитель - 10 % старается объяснить, что значит быть справедливым.

Все родители 10 человек ответили, что начинать формировать нравственные качества надо с рождения.

Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, и родители стали обращать внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, активно используются художественные произведения для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.

Анализируя в целом понимание необходимости формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста воспитателями и родителями, и состояние современной практике ДОУ и семьи. Можно сказать следующие: проводимая работа в системе совместно ДОУ и семьи с использованием разнообразных форм и методов будет эффективна, это видно по хорошим показателям эмоционального отношения ребят к нравственным качествам.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «4elentano.ru» — Женский портал - Гармония