Профилактика основа формирования безопасного поведения. Формирование навыков безопасного поведения у детей

обучение школьник безопасный поведение

Формирование безопасного поведения в повседневной деятельности

В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения.

В процессе формирования безопасного поведения школьники осуществляют деятельность, в результате которой развиваются и формируются варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальному поведению и т.д.); безопасная жизнедеятельность, направленная на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов. В опасных ситуациях наблюдается несколько вариантов действий человека: ступор, т.е. резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска; дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий; активизация действий, т.е. возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации.

В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе и к следующим результатам: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях); формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирования опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных видов психологической защиты.

Названные варианты результатов учебного процесса заметны в случае, если суть формирования безопасного поведения сводят к информированию школьников об опасности и различным видам деятельности в опасных (игровых и реальных) ситуациях. Однако подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных (информационных, игровых, дозированных, реальных) ситуациях. В действительности подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.

Школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности, суть которых в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и тем более реальных опасных ситуаций.

Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).

Таким образом, в составе формирования безопасного поведения присутствуют составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. Соответственно формированию безопасного поведения как составная часть воспитания рассматривается в широком и узком аспектах.

В широком аспекте формирование безопасного поведения - процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к выполнению различных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т.д.), присвоения школьниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.). Поскольку все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях), постольку формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.

В узком аспекте формирование безопасного поведения - присвоение школьниками фрагментов культуры, основная функция которых - обеспечение безопасности человека и общества. Кроме того, в узком аспекте формирование безопасного поведения - это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности. Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме того, формирование безопасного поведения может входить в состав как воспитания, так и педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения, процесса обучения курсу ОБЖ и т.д. Из педагогических категорий, фиксирующих максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, наиболее приемлемым для продолжения анализа является понятие «педагогический процесс».

Рассмотрим соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.

Формирование безопасного поведения - компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например ОБЖ, валеология или экология. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, интегрирует, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

Формирование безопасного поведения - этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели.

Например, в наши дни такого рода этапом воспитательного процесса являются походы в горы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и т.д.) и, конечно же, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения.

Формирование безопасного поведения - функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление прежде всего связано с содержанием обучения и воспитания. При знакомстве школьников с информацией об опасности метилового спирта (на уроке химии), электромагнитного излучения (на уроках физики), о возможных действиях мошенников и преступников (на уроках литературы, истории, права) так или иначе развивается готовность учащихся к профилактике рисков. Однако культура безопасного поведения воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т.д.. Именно эти элементы культуры осваиваются школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся.

Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса.

Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, прежде всего преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию - сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества. Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе. При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу.

Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у воспитанников опыта деятельности в таких ситуациях.

Формирование безопасного поведения является педагогическим условием включения детей в жизнь, формирования личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

  • 6. Государственная политика повышения качества жизни российских граждан.
  • 7. Деятельность мирового сообщества по предотвращению и урегулированию вооружённых конфликтов.
  • 8. Дифференциация понятий поведение и поведенческая реакция в оценке ответственности (нормативно-правовой аспект).
  • 9. Законодательство рф о религиозных объединениях, свободе совести и защита прав человека от религиозного экстремизма.
  • 10. Индивидуальная и популяционная норма как показатель социальной адаптации личности.
  • 12. Комплексная характеристика религиозного экстремизма; понятие особенности и методы деятельности
  • 14. Мотивационная и психическая регуляция поведения человека в чс сх.
  • Психологическая готовность
  • Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?
  • 15. Нравственное воспитание человека как условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
  • 16. Объективная и субъективная природа чс социального характера.
  • 17. Опасная и чрезвычайная ситуация социального характера. Закономерности проявления.
  • 18. Понятие «защита населения». Объект защиты населения. Виды защиты населения.
  • 19. Понятия проступок и преступление. Виды и категории преступлений.
  • Категории тяжести преступлений
  • 20. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.
  • 22. Понятие и проблема зависимости (игровая, табачная, алкогольная, наркотическая, психотропная) как социальной опасности.
  • 23. Прогнозирование чс социального характера. Характеристика последствий.
  • 24. Профилактика панических состояний, суицидального поведения.
  • 25. Психологические приёмы управления функциональным состоянием.
  • 26. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным условиям.
  • 27. Психофизиологическая оценка чс социального характера.
  • 28. Психофизиологическая оценка поведения человека до, во время и после чс социального характера.
  • 29. Разнообразие национальных культур, формирование толерантности и самоуважения.
  • 30. Разработка типовых гипотетических сценариев возникновения и развития чс сх.
  • 31. Снижение риска возникновения, количества потерь и объемов ущерба. Ликвидация последствий.
  • 32. Современная семья: проблемы и их решение.
  • 33. Характеристика социально опасных заболеваний. Основные тенденции и закономерности их возникновения и распространения.
  • 34. Социально опасные явления в зависимости от возрастно-половых особенностей личности, профессиональной принадлежности.
  • 35. Социально-экономическое развитие рф.
  • 36. Способы противодействия террористической деятельности. Ответственность за организацию, попытку совершения и совершение актов терроризма.
  • 37. Средства и способы защиты и самозащиты в чс социального характера.
  • 38. Статус безработного. Основные направления социально-психологической помощи безработным.
  • 39. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как социальная опасность.
  • 40. Транспортные аварии как вид происшествия социального характера.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.
  • 42. Функции государства по защите населения от чс социального характера.
  • 43. Характеристика и динамика чс социального характера в Челябинске, Челябинской области за последние пять лет.
  • 44. Характеристика и динамика чс социального характера в рф за последние пять лет.
  • 45.Характеристика крайних психических состояний: ступор, паника, психоз, страх, депрессия, суицидальное поведение.
  • 46. Характеристика оружия самообороны.
  • 47. Характеристика элементов системы «человек-социальная среда» и управление ими.
  • 48. Чс социального характера как объект исследования.
  • 49. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
  • 50. Уголовно-правовая оценка опасных ситуаций социального характера. Виды наказаний.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.

    Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности безопасного типа поведения, такие как: этапы формирования и компоненты личности (Л.А. Михайлов, М.В. Гордиенко и др.), методическое обеспечение процесса формирования, социальные аспекты (В.П. Соломин, П.В. Станкевич, Л.В. Байбородова, Э.М. Ребко и др.). Однако в исследованиях практически не затрагиваются такие аспекты как проблема мотивации учащихся к отработке и усвоению навыков безопасного поведения, влияние на этот процесс используемых приемов, методов и технологий обучения, их соответствия возрастным особенностям учащихся.

    Мотивация в психологии рассматривается с двух позиций: с одной стороны, как система факторов, определяющих поведение субъекта (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели), с другой – как активное состояние психики, побуждающее субъекта к действию. Мы будем придерживаться первой позиции, так как она согласуется с представлениями о социальной безопасности, которая в узком значении трактуется как защита личности, семьи, общества и государства и может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, политического, экологического, техногенного и иного характера. Именно защита личности, семьи, общества и государства являются поведенческими мотивами для личности безопасного типа.

    Вслед за Л.А. Михайловым, М.В. Гордиенко и другими исследователями под личностью безопасного типа поведения мы понимаем человека, безопасного для себя, окружающих, среды обитания, готового к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, и к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Среди основных черт такой личности выделяют:

    1) Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

    2) Бережное отношение к окружающему миру;

    3) Грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности;

    4) Наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и самого себя.

    Содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности. Эти компоненты нашли свое отражение в требованиях ФГОС к предметным результатам освоения базового курса и в соответствующих программах.

    Формирование указанных компонентов в процессе обучения ОБЖ в школе происходит параллельно, однако, такие компоненты, как предвидение опасности и уклонение от опасности преимущественно формируются на завершающих этапах обучения. Это связано с тем, что возрасте до 10-11 лет учащийся не способен систематически выходить за пределы имеющейся информации с тем, чтобы описать то, что еще может произойти. Как отмечает М.В. Гордиенко, в плане формирования навыков безопасного поведения большинство детей испытывают трудности в правильном оценивании состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям (мимике, позам, жестам), а значит, в общении они в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Деятельность учащихся этого возраста во многом имеет характерные черты игры: учет этой психологической особенности позволяет заметно повысить мотивацию учащихся к изучению ОБЖ, что подтверждается нашим педагогическим наблюдениям и анализом результатов обучения, осуществленными в ГБОУ СОШ №287 г. Санкт-Петербурга в течение 2013/14 учебного года.

    Например, учащиеся 5 класса в ходе изучения правил дорожного движения (эта тема включена в региональный компонент предмета и изучается в большем объеме, чем это предусмотрено учебными программами), при предоставлении выбора форм деятельности отдают предпочтение групповым формам творческой деятельности. Одной из таких форм является отражение различных ситуаций соблюдения и нарушения правил дорожного движения на плакатах. Факторами мотивации к рисованию плакатов у учащихся выступают интерес к автомобилям и технике, возможность использования знаний, полученных не только при изучении ОБЖ, но и из фильмов, мультфильмов, художественной литературы, а также возможность неформального общения в процессе работы над плакатами, наличие элементов игры при их обсуждении. Нами была отмечена активность учащихся, высокие результаты усвоения учебного материала, а также то, что полученные знания используются учащимися во внеурочное время в повседневной жизни, что соответствует чертам личности безопасного типа поведения.

    Учащиеся 6-9 классов по сравнению с младшими школьниками обладают достаточным субъектным опытом, что дает возможность использовать актуализирующие его методы и приемы обучения, например, дискуссии, решение учебных проблем интегративного характера. Этому способствует и учебный материал других предметов, изучаемых параллельно, где учащиеся знакомятся с теоретическими представлениями, позволяющими объяснять возникновение чрезвычайных ситуаций, физиологические процессы в организме человека, закономерности развития общества и другие вопросы, напрямую связанные с безопасностью. В числе учебных предметов отметим такие как физика (строение атома и атомного ядра, законы механики, представления об электрическом токе и звуке), химия (элементарные представления о процессе горения, химических свойствах кислорода, хлора, аммиака, кислот, щелочей), биология (представления о взаимосвязи процессов в живых организмах, об обмене веществ и энергетическом обмене), история (чрезвычайные ситуации в истории человечества), информатика (представления об информационных системах, источниках информации).

    Именно поэтому на данном этапе (6-9 классы) эффективными формами и методами формирования личности безопасного типа, наряду с изложением материала учителем, с просмотром и обсуждением фильмов и презентаций, работой с плакатами, рассказами учителя о действиях в различных чрезвычайных ситуация природного, техногенного и социального характера, самостоятельной работы с учебниками и информационными ресурсами, являются тренировки и различные внеклассные и внешкольные мероприятия. В ходе тренировок и мероприятий учащиеся приобретают навыки, проверяют и применяют на практике знания, полученные на уроках ОБЖ, демонстрируют конкретные примеры безопасного поведения и могут оценить последствия примеров неправильного поведения в различных ситуациях. Именно эти формы и методы позволяют учесть психологические особенности учащихся данного возраста, а также дают учащимся возможность реализовать такие компоненты личности безопасного поведения, как предвидение опасности и уклонение от опасности. Немаловажно и то, что именно тренировки и различные мероприятия позволяют заметно повысить мотивацию учащихся к изучению теоретического материала основ безопасности жизнедеятельности.

    Наблюдение показывает, что тренировки (организованная эвакуация, надевание средств химической защиты, работа с картой) для учащихся менее интересны – в их процессе многократно повторяются одни и те же действия. Это обусловлено тем, что учащимся сложно длительное время удерживать внимание на каком-либо одном действии или приеме, что приводит к заметному снижению мотивации к обучению. Мероприятия и различные игры в этом плане выгодно отличаются от тренировок, особенно в том случае, если они включают разные по содержанию виды деятельности (как групповые, так и индивидуальные, учитывая характерную для этого возраста потребность в автономии, отмеченную выше).

    Примером хорошо зарекомендовавшего себя мероприятия может служить военно-патриотическая игра «Зарница». Игра проводится во многих районах города и весьма популярна среди школьников. Проводится один раз в год. Школьники организованно отправляются за город, где они в различных конкурсах и соревнованиях имеют возможность показать свои знания и умения, которые приобрели в ходе изучения ОБЖ.

    Практика показывает, что даже не имевшие соответствующих навыков учащиеся, пройдя все этапы игры (оказание первой медицинской помощи, пожарная полоса, полоса гражданской обороны, стрельба, соревнование на знание и соблюдение правил дорожного движения и др.), овладевают моделями поведения и действия в различных ситуациях природного и техногенного характера.

    Учет психолого-педагогических особенностей учащихся того или иного возраста, черт личности безопасного типа поведения открывает возможности для повышения мотивации школьников к изучению основ безопасности жизнедеятельности.

    Елена Александровна
    Консультация «Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

    Бронникова Е. А.

    Основы формирования навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

    Важнейшим условием решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализацией этих задач в нашем обществе и государстве, является формирование личности человека , готового и способного предвидеть и избегать опасности повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях опасности. Обществом предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения.

    Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения . Путем многократного повторения у ребенка могут сформироваться навыки правильного поведения . По утверждению ученых (Е. И. Бойко, С. А. Бородай, С. Ю. Головин, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдкина, Р. Г. Добрянская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. И. Станкин, В. Н. Чулахов и др.) , навыки как автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, входят почти во все виды деятельности человека и составляют подавляющую часть движений, которые мы совершаем. Навыки безопасного поведения человека относятся к группе смешанных навыков . Они образуются путем повторения выученных действий в виде упражнений с участием мышления и речи, когда происходит осмысление навыка . Рубинштейн С. Л. отмечает, что «по существу навыки являются не столько специфической совершенно самостоятельной формой поведения , сколько его компонентом или механизмом, который строится у человека на основе высших форм сознательного поведения с их исторически обусловленной мотивацией» .

    Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах, увеличения скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной их причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о дорожно-транспортных происшествиях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

    Неправильное поведение детей на дорогах может быть обусловлено следующими факторами :

    Незнание дошкольниками элементарных правил ;

    - возрастные и физиологические особенности детей ;

    - несформированность у них координации движений;

    Стремление ребенка к самостоятельности, но неумение адекватно оценить ситуацию;

    Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах .

    Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

    Большую роль в решении данной проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в дошкольных учреждениях .

    Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем , чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях .

    Знакомство детей с дорожной азбукой , формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста . Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге , к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

    Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста . Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства . Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан и Н. В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явления. Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка .

    От степени сформированности аттенционных способностей в дошкольном возрасте зависит не только успешность обучения, но и степень внимательности, и в частности, внимательности на дорогах города. Очень часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Поэтому необходимо, начиная с дошкольного возраста , учить детей безопасному поведению на улице , дороге, в транспорте и правилам дорожного движения.

    В старшем дошкольном возрасте , отдельные сведения о правилах дорожного движения складываются в последовательную систему представлений. Детей продолжают знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками, элементами дорог, обязанностями пешеходов и пассажиров, правилами перехода железнодорожных переездов, средствами регулирования дорожного движения, правилами езды на велосипедах, учат передавать в рисунке дорожную обстановку, расширяют представление о транспортных средствах, о правилах перехода проезжей части. С дошкольниками проводят работу по закреплению навыков поведения в общественном транспорте, в любой дорожной ситуации, по развитию поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы по предупреждению случаев травматизма, по формированию самостоятельности и ответственности в действиях ребенка на дороге, по совершенствованию культуры поведения детей на улице и в транспорте.

    Элементами работы по созданию условий для формирования навыков безопасного поведения являются следующие составляющие :

    Воспитательно-образовательная работа с детьми;

    Создание медико-педагогических и материально-технических условий;

    Взаимодействие с семьей.

    С целью расширения представлений детей о правилах безопасного поведения используются рассказы, объяснения, беседы, упражнения, чтение художественной литературы, работа со схемами и карточками, использование дидактических, настольно-печатных, строительных и сюжетно-ролевых игр, а также внушение, убеждение, поощрение, пример, отработка безопасных маршрутов движения от дома до детского сада и так далее. Большое значение в работе с детьми старшей и подготовительной групп играет организация экскурсий, где дети овладевают практическими навыками пешеходов , используется такой приём, как обращение внимания на правильное или неправильное поведение других пешеходов .

    В таком возрасте также эффективными являются практические игры – тренинги для детей с целью овладения практическими знаниями и умениями.

    Одним из определяющих условий успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды, что позволяет стимулировать познавательную активность в игровой и учебной деятельности детей . Средством в профессиональной деятельности является оборудование уголка по ознакомлению с правилами безопасного поведения .

    Взаимодействие с семьей - важная составляющая в педагогической деятельности. Круг проблем, связанных с безопасностью , невозможно решить в рамках группового пространства, поэтому так важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей. В работе по привитию навыков безопасного поведения большое значение имеет положительный пример родителей и окружающих взрослых. Родители регулярно получают различного рода консультации по формированию практических навыков безопасного поведения дома и на улице у детей дошкольного возраста .

    Систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, использование эффективных современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей дают положительные результаты.

    Список литературы

    1. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей . Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] - М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология) .

    2. Беленок, И. Л., Мишина, Ю. Д. Развитие общих способностей личности [Текст] - Новосибирск : Изд - во : НГУ, 2005.

    3. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] - СПб .: Питер, 2008. - 400 с.

    4. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

    5. Ведерникова, Н. В., Смирнягина, Л. А. Формирование социальных навыков поведения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=397

    6. Величковский, Б. Когнитивная наука : основы психологии познания [Текст]: в 2 т. – Т. 1 / Борис М. Величковский – М.: Академия, 2006. - 448 с.

    7. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] // Доклады АПН РСФСР. 1958.- №.3,- С. 33 38.

    8. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.

    9. Матюхина, М. В., Михальчик, Т. С., Прокина, Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др. ; Под ред. М. В. Гамезо и др. -М.: Просвещение, 1984.-256с.

    10. Обухова, Т. И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха [Текст]: учеб. -метод. пособие. - Минск : БГПУ, 2007. - 54 с.

    Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими становятся и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет и организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, и воспитание поведения на дороге родителями.

    Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус и т.п. Именно поэтому дорожно- транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения . В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.

    Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Следовательно, основные задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице следующие:

    1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и во дворе.

    2. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.

    3. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

    4. Обучать детей безопасному поведению на автомобильных дорогах ;

    5. Формировать у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

    6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения , культуры поведения в дорожно - транспортном процессе;

    7. Обогащать представление детей о здоровье . Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения , но и безопасному поведению на улицах, дорогах , в транспорте.

    При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города :

    Ребенок – пешеход;

    Ребенок – пассажир городского транспорта;

    Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.) .

    Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные и дидактические фильмы. Но самое главное – необходимо создать положительный настрой.

    Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:

    1. Диагностика;

    2. Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний;

    3. Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности;

    4. Формирование чувств ответственности – ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования;

    5. Развитие чувства контроля и самоконтроля; при освоении правил безопасного поведения эти качества помогают детям правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

    Пример отца и матери – основной ресурс в освоении безопасного поведения на улице.

    Поэтому для повышения усваиваемости детьми правил дорожного движения необходимо проводить определенную работу с родителями. Это могут быть беседы, рекомендации, советы, анкетирование, диспуты, совместные игры с детьми, изготовление атрибутов, родительские собрания. Можно оформить выставки методической и художественной литературы для родителей по изучению правил дорожного движения.

    Совместная работа родителей и всего педагогического коллектива несомненно дает свои положительные результаты.

    В статье рассматриваются вопросы правильного формирования навыков безопасного поведения и приводятся примеры игр, которые можно использовать в работе по формированию безопасного поведения у дошкольников. Материал предназначен для педагогов, и специалистов, работающих с дошкольниками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование навыков безопасного поведения

    у детей дошкольного возраста посредством игровых тренингов.

    (для специалистов и педагогов ДОУ)

    Подготовила: Вавиловцева Валентина Владимировна

    Педагог-психолог

    муниципального бюджетного

    Дошкольного образовательного

    учреждения г. Мурманска № 7

    Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.

    Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города зачастую являются причиной астенизации, снижения энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитации многих нравственных ориентиров, приводят к социальной, когнитивной, эмоциональной инфантилизации детей и подростков, к формированию у них чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем.

    Такие особенности современного общества предопределяют основные риски детства:

    • рост конфликтов в отношениях между людьми, в том числе, в образовательных учреждениях;
    • деструктивные модели поведения взрослых;
    • снижение влияния традиционных социальных институтов, в частности, семьи как базовой референтной группы;
    • замещение семьи интернет-сообществом и детско-подростковыми субкультурами;
    • большой поток негативной информационной нагрузки из различных источников СМИ, интернета;
    • снижение показателей здоровья детей.

    Поскольку полностью избежать рассмотренных рисков невозможно, то необходимость формирования навыков безопасного поведения становится очевидной и необходимой задачей педагогического сообщества.

    Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям.

    Личность ребенка как особо гибкая и подвижная, неустойчивая система особенно нуждается в обеспечении защищенности ее интересов, потребностей, так как только в условиях безопасности возможно полноценное формирование личности.

    Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.

    Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее; полностью неподготовленный дошкольник сохраняет растерянность, которая вызывает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс. С другой стороны, есть группа детей, которые нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые «ничего не боятся», могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

    Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предостережения и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволяет будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении небезопасных ситуаций.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание» - наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних детей и удерживание от поспешных, но неверных действий – у других.

    Способы формирования безопасного поведения:

    • Информационно-коммуникативные технологии.
    • Игровые технологии:
    • валеологические сказки;
    • арт-технологии;
    • игры-драматизации;
    • игры-тренинги (игровые тренинги).

    Выбор формы тренинга неслучаен, а обусловлен несколькими причинами:

    • включение дошкольника в игру просто и естественно;
    • дети дошкольного возраста не играют, они проживают ситуацию в реальности;
    • практические занятия подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;
    • игровой тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т.е. приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуации).

    Игровые тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

    Выбор игр определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминирующих. Это могут быть задачи, направленные на закрепление знаний об источниках опасности, о причинах возникновения травмоопасных ситуаций, на углубление знаний о возможной угрозе и способах действий в конкретной ситуации.

    1. «Незнакомец»

    Если данная игра проводится с детьми дошкольного возраста, то необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к ним взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю». Если дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец», необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

    Что-то поднести до квартиры;

    Что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

    Что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).

    Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться. В ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый. Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило: «Когда ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься». Или предложить детям правило: «Всегда говори своим родителям, куда ты идешь». Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило. Даже если он скажет: «Я уверен, что твоя мама одобрит это». «Твоя мама в курсе. Она разрешила». «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем ничего говорить твоей маме». Никто не должен просить ребенка что-либо хранить в тайне от родителей.

    1. «Подкуп»

    В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек, сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только «Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить какие-либо «услуги». Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место. Правило: Ничего не брать у незнакомца. Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть правило: «Кричать, бежать, рассказывать» (В пример можно проиграть сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

    1. «Машина»

    В данной игре очень важно обратить внимание детей на расстояние (Правило «Три больших шага»), ближе которого он не должен подходить к краю тротуара. Правило «Три больших шага»: когда ты идешь по тротуару, то расстояние до края должно быть не меньше трех больших шагов. Покажи, как ты можешь делать большие шаги. После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе. Следующее правило: не садиться в машину. Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле. Например, взрослый может сказать:

    Что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;

    Что мама или папа попросили подвезти куда-либо;

    Что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка. Или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

    В ход игры рекомендуется включить следующую ситуацию: взрослый пытается затащить ребенка в машину. Правило: привлекать внимание людей, сопротивляться всеми возможными способами (вырываться, кусаться, щипаться, брыкаться, громко кричать «Это не мой папа!», «Помогите!». Бросить камень в окно, в витрину магазина и пр.) Если машина преследует ребенка, то надо повернуть в сторону, противоположную направлению дорожного движения, это затруднит дальнейшее преследование. Данный эпизод обязательно требует проигрывания.

    1. «Большое и маленькое «Нет!»

    (по мотивам сказки Гизелы Браун)

    Перед началом игры попросить каждого ребенка крикнуть «Нет!». После инсценировки сказки предложить обсуждение. Некоторые дети, хотя и говорят «Нет», если им что-то не нравится, но говорят, стесняясь, нерешительно и тихо, и поэтому не воспринимаются всерьез. Необходимо научить детей произносить «Нет» громко, четко и уверенно. Для этого полезно дополнительно провести упражнение «Учимся говорить «Нет». Педагог говорит детям: «Сейчас я покажу вам как по-разному можно сказать «Нет». Вы послушайте, пожалуйста, и скажите какое «Нет» лучше звучит. При помощи какого «Нет» вы получите нужный вам результат»:

    1. Педагог говорит «Нет» тихо и сдержанно, глядя при этом в сторону и немного наклоняясь.

    2. Педагог выкрикивает «Нет» громко и четко, при этом выпрямляясь и подняв голову. Дети обсуждают варианты и приходят к заключению, что во втором случае «Нет» более действенно. Группа делится на пары, и каждый участник пробует тихо и громко сказать «Нет».

    5. «Знакомый, свой, чужой»

    Попросите детей встать на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему.

    В роли водящего может выступать и педагог, а темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданиями водящего.

    6. «Похитители и находчивые ребята»

    Предложите детям разделиться на две команды: похитителей и находчивых ребят, чтобы в каждой команде было поровну (на одного злоумышленника один ребенок). Установите правила: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом; драться и кусаться не разрешается. Поиграйте в игру несколько раз, всякий раз предлагая детям меняться ролями

    7. «Поводырь»

    Цель:

    Развивать чувство ответственности за другого человека.

    Воспитывать доверительное отношение друг к другу.

    Материалы: повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы-«препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.

    Ход игры:

    В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».

    Затем дети меняются ролями.

    8. «Головомяч»

    Цель:

    Развивать навыки сотрудничества.

    Ход игры:

    Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

    Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

    Список литературы:

    1. Башинова С.Н. Советы психолога по основам безопасности жизни детей/ С.Н. Башинова, М.Г. Матвеева, Э.Э Ульянова // Детский сад от А до Я. Научно–методический журнал для педагогов и родителей. – 2016. – №4. – С.15–20.
    2. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатерин-бург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.
    3. Фопель К. Как Научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «4elentano.ru» — Женский портал - Гармония