Оригинальное поздравление – игра для молодоженов "Любовный напиток". Лирические песни Обрядовая свадебная песня вьюн над водой

Приметы

  • Платье невесты должно быть с длинными рукавами и закрытой спиной, длинное и без цветов, бутоньерок на талии.
  • Предупредите всех родственников и будущих гостей, чтобы не дарили колющих и режущих предметов.
  • Несчастье постигнет молодую пару, которая объявляет о предстоящем браке в конце одного квартала года, а венчаются в начале следующего.
  • Когда пойдете к будущей снохе свататься для сына, пусть первым заходит сын. Шапку перед сватами не снимает, пока не посадят за стол. Если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.
  • Венчальное платье, кольцо и фату нельзя давать мерить ни подругам, ни сестрам, ни кому другому. Иначе в семье будут ссоры или брак вообще не состоится.
  • Нельзя звать к свадьбе четное число гостей.
  • Не покупайте туфель на шнурках. У невесты должны быть именно туфли без шнурков.
  • Нельзя пускать гостей до свадьбы в спальню молодых, а тем более показывать их постель.
  • Венчальное полотенце, свечи в церкви не оставляют. Припрятывают дома - обязательно пригодится.
  • Платье невесты, фата, туфли и кольца обручальные должны быть под особым присмотром, так как на них можно легко навести порчу и даже просто испортить невзначай. Порча, пришедшая со свадьбы, тяжелая и снимается тяжело. Поэтому нужно беречь невестино платье до года их жизни вместе.
  • Полученную сдачу с покупки фаты, туфель, платья не тратят как можно дольше, по крайней мере не менее трех месяцев. Уберите эти деньги так, чтобы их не брал в руки чужой человек.
  • Платье невесты может быть белым, бежевым, золотым, золотистым, розовым. Платье невесты не должно быть черным, синим, голубым, красным, зеленым, серым. К нижнему белью относится то же самое.
  • На невесте не должно быть жемчуга и его никогда не дарят. Тем более, на свадьбу.
  • Жених должен быть одет в черный костюм. Допускается серый, белый, золотой. То же касается туфель.

Обряды

Чтобы свекровь не изводила

Умывается молодая три вечера перед ЗАГСом или венчанием, вытирается наговоренным полотенцем. которое оставляет у родителей, с собой в новую семью не берет.

Как я мила своей матушке и своему батюшке. Как они меня на руках держали, пуще глазу оберегали, в обиду никому не давали, так бы меня свекровь любила. не терзала бы, не бранила, со свету не сживала, жалела бы и оберегала. Слово мое крепко, к делу моему цепко. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.


Свадебное благословение

Чтобы молодые не ссорились, говорят на их столовые приборы, до того как они сядут за стол:

Как церковь непоколебима и неразрушима, вера крепка, медовуха сладка, так бы и раб (имя) с рабой (имя) были неразлучимы и непоколебимы. Без друг друга не могли быть, порознь не могли жить, ни дня, ни часа с этого раза, от свадебного стола, как я, раба (имя мастера), наговор прочла. Аминь. Аминь. Аминь.


Покупая невесте наряд, старайтесь, чтобы фата и платье были куплены в среду, туфли в пятницу.

Перед выходом из дома в магазин читают наговор и выходят спиной, т.е. задом из квартиры:

Ангел мой, венец золотой. покрой чистой фатой не на месяц, не на год, насколько раба (имя) проживет. Аминь. Аминь. Аминь.


Чтоб невеста на смотринах понравилась

Плескайте себе двумя руками в лицо холодную воду и говорите:

Я - Божия раба (имя).

Солнце высоко, а я выше.

Мои брови смоляные, мои кудри золотые,

мои глаза - звездочки ясные,

мои губы - лепестки красные.

Кто меня увидит,

тот ни одним словом меня не обидит.

Господи, помоги!

Богородица, на брак благослови.


Брак против воли родителей

В затруднительных случаях, если родители не благословляют любящих на брак, есть умягчающая родительское сердце молитва.

Купите две свечи, одну поставьте у иконы "Умягчение сердец", другую зажгите дома и прочитайте заговор двенадцать раз.

Ангелы небесные, пойте "Аллилуйя"!

Славься, святая церковь, венчающая на брак!

Бог создал людей, Бог их крестил, Бог их простил,

Бог их на брак благословил.

Помяни, Господи, всю кротость царя Давида,

так пусть кротки будут родные

сестры, братья, зятья, вся родня,

мать, отец дадут благословение

на брак и венец рабам Божьим (имена). Аминь.


Покупая обручальные кольца

Не входя в дом с кольцами, нужно произнести:

На добрую жизнь, на верную семью. Аминь.

В День свадьбы

Приметы

  • Мама невесты не должна присутствовать при венчании.
  • Если невесте подарили розы, то следует самой невесте отрезать ножницами все шипы. Смотрите, не уколитесь.
  • На голову надевают венок с фатой. Никаких цветочков, отдельно вставленных в волосы, шляпок и диадем быть не должно.
  • Надевать платье невеста должна в первую очередь, просовывая голову через горловину. Не наряжает невесту подруга с таким же именем.
  • На платье должно быть четное количество пуговиц, если они есть вообще. Нижнее белье невесты должно быть только белым.
  • Если у невесты во время свадьбы оборвался подол, сама невеста его не подшивает.
  • Молодых за стол садят на лохматую шубу или тулуп, вывернутый мехом наружу. Чтобы жили богато.
  • Ложку, которой ел жених за свадебным столом, прибирают до сорокового дня. В сороковой день дают мужу снова ею покушать. Чтобы жили хорошо и долго вместе.
  • В день свадьбы хорошо посадить дерево жениху и невесте. Посадить так, чтобы принялись.
  • Выходя из церкви после венчания, невеста раздает мелочь, дабы убрать лишние неприятности в своей семейной жизни.
  • Во время венчания, когда венцы на голове или над головой, молодым нельзя смотреть друг другу в глаза: будут измены. Не смотрят также на свои свечи. Смотрите на батюшку.
  • Во время свадьбы старайтесь выйти из тех дверей, в которые вошли, иначе - беда.
  • Если все булавки из наряда невесты вынула одна женщина, то каждая девица, получившая такую булавку в течение одного года выйдет замуж. Если булавка согнута, останется старой девой.
  • Венчание после заката ничего хорошего не принесет.
  • Девица, получившая от невесты кусок сыра, отрезанный перед тем, как уйти из-за стола, будет следующей невестой среди подруг.
  • Сватовство: 3, 5, 7 и 9 числа - удачные дни.
  • В среду и пятницу не сватаются.
  • Обручальное кольцо не надевается на перчатку.
  • Шляпка в день свадьбы на невесте - к разводу.
  • Чтобы зять не обижал дочь, теща должна (пока едут на венчание) приколоть на лифчик у правой груди булавку, а на обратной дороге переколоть ее на левую грудь. По приезде из церкви эту булавку мать прикалывает на подол дочери. Не снимают булавку до первой стирки.
  • Сватьям соли не занимают - дети их жить не будут, разойдутся.
  • Если при венчании упало кольцо жены, она умрет первой, если упало кольцо мужа - он недолгий жилец.
  • Если при венчании кто-то из молодых первым ступит к алтарю, тот будет всему голова.
  • Если кто-то бросит в невестины туфли соли, сначала в правую, а потом в левую, молодая весь век будет с мужем плакать. По обычаю на свадьбе туфли воруют, будьте внимательны.
  • Если во время венчания из певчих кто-то раскашляется, то это значит, что один из молодоженов проживет не так уж и долго.
  • Если свадебной машине встретится похоронная процессия, следует подумать: Венок венку рознь. Аминь.
  • Если свечи гаснут при венчании, следует поменяться свечами жениху и невесте, иначе житья не будет.
  • Венчая своих детей, смотрите, чтобы у них со спины не стояли трое однополых, то есть трое мужчин или женщины. Дети жить не будут.
  • Если свадебную скатерть стелить три года подряд в годовщину бракосочетания, то молодые доживут до глубокой старости.
  • Если во время венчания что-либо роняют жених или невеста, поднимать эту вещь (цветы, перчатку и т.д.) нельзя.
  • Старайтесь, чтобы во время свадьбы не было скандалов, чтобы вы не причинили никому зла, чтобы ваша машина не сбила ни собаку, ни кошку и, естественно, за свадебным столом не поминаются умершие.
  • Каравай, которым встречают молодоженов, гости не едят. Если он очень большой и его сразу съесть невозможно, насушите сухарики и съешьте его с супом. Каравай едят только жених и невеста.
  • Нельзя держать венец над головами жениха и невесты. Венец следует надеть на их головы.

Обряды

Очень часто за счет Вашего счастья многие стремятся поправить свою несчастливую семейную жизнь. В день свадьбы и во время венчания такие люди меняют местами Ваше счастье и свое горе. Чтобы это предотвратить, следует приколоть в невидных местах булавки жениху и невесте, наговорив на них следующее:

Стоит престол, пред ним свадебный стол, за столом молодые сидят, не пьют, не едят, а на иконку глядят. Матерь Божья, спаси, Богородица, обереги от всяких дел и всякой беды. Спаси и сохрани. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


В день бракосочетания с невестой и женихом утром должны поздороваться все домашние, начиная с матери. Если никого, кроме нее нет, то матери следует трижды (но не за один раз) сказать своему ребенку: "Здравствуй, (имя)!". При этом жених или невеста в ответ должны молчать.

Затем дают съесть блин, заговоренный от порчи:

Матерь Божья, всем матерям мать, не дай людям взять у рабы (имя) счастье и долю. Во имя Отца и Сына, яви свою волю. Ключом запри и забери. Аминь. Аминь. Аминь.


Обереги на невесту

Невеста должна умываться наговоренным пивом.

"Как ты, чисто злато - серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато - серебро. всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, красивые девицы и молодые молодцы, так бы и на тебя, раба Божья (имя), зарились и заглядывались бы все. Казалась бы ты им златом - серебром, глядели бы и смотрели бы. и очей с тебя не спускали".


После венчания, входя в дом мужа, молодая говорит: "Первая, другая, я иду третья, но не последняя! Все вон, мне одной дом."

Чтобы быть самой любимой снохой.


Если молодой идет жить в дом невесты, он, вступая в избу после венчания, произносит: "Я иду - зверь лапист и горд, горластый, волк зубастый, я есть волк, а вы есть овцы мои".


Свадебный оберег

Чтоб дурной человек не напакостил на свадьбе, из-за чего вся жизнь молодых может быть порушена, читают с самого утра:

"Господи, Боже, благослови. Встала я, благословилась, вижу чистое поле, где заводится у христиан свадьба, где призвали меня к этой свадьбе. Помолюсь, покорюсь ему, самому истинному Христосу. При мне посох осиновый, старая ладанка, есть буду просвиру, пить святую воду, сберегу свадьбу христьянскую, отпущу в веселье да радости. Никто бы не мог к моей свадьбе прищепиться, приколиться, никто бы не попортил ее. Закрою я эту свадьбу, никто бы ее не видел. Часы идите, минуты летите, встречайте, богоданные родители, с счастьем, с радостью мою свадьбу. Соль - злому, беда - плохому, а молодым - удача и долгий век. Будьте, мои слова, крепки и лепки. Отныне и во веки веков. Аминь."

Этот наговор читает самый старший в семье.


Приворот на свадебное платье

Прежде чем надеть свадебное платье, встаньте на него правой босой ногой и прочитайте заговор, чтобы ваш муж не оставил семью ради другой женщины.

Стою я, раба Божия (имя),

белой ногой на белом платье.

Так бы я встала крепко и лепко на белу грудь

раба Божиего (имя).

Заступила бы я его сердце отныне и по веку,

чтоб ни единому человеку: ни бабе, ни девице,

ни монашке и ни гульнице

на яру любовь он не отвечал, никого, кроме меня,

рабы Божией (имя), не замечал.

Вызываю я на раба Божиего (имя) тоску,

кручину со всего бела света,

тоску со вдов, с сирот, с младенцев грудных,

с больных, пьяных, с брошенных.

Пойди, вся как есть тоска,

на раба Божиего (имя).

Чтоб он по мне тосковал,

маялся, горевал, во все суточные

двадцать четыре часа планетные

в жару бы он мерз, в холоде потел,

никого кроме меня, по саму смерть не хотел.

Платье мое венчальное,

как за тебя раб Божий (имя) возьмется,

так его сердце от моего заговора забьется.

Ключ к моим словам в небесной высоте,

а замок в морской глубине.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.


Чтобы на свадьбе не испортили

До прихода гостей наговорите на мак и посыпьте его у порога. Тогда все худые пожелания будут перебиты вашим оберегом.

Читают так:

Который человек вечет,

который зло речет,

который худое помышляет,

мое слово перебивает.

так и оберегу моему не помешать.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Если во время свадьбы кто-нибудь сядет на место жениха или невесты, то этот брак распадется.

Домовой, хозяин мой,

защити свято место жениха и невесты.

Ключ, замок, язык.

Аминь.


Шептать над хлебом и солью

Как хлеб и соль люди любят, так бы муж жену любил. Как соль сахаром нельзя заменит, так мужу нельзя жене изменить ни с темной, ни со светлой, ни с полной, ни с худой, ни с умной, ни с глупой, ни с любой другой рабой.

Как хлеб да соль люди любят, так бы жена мужа любила. Как соль сахаром нельзя заменить, так жене нельзя мужу изменить ни с темным, ни со светлым, ни с полным, ни с худым, ни с умным, ни с глупым, ни с любым другим рабом. Аминь.

Наговаривают на хлеб и соль и дают молодым во время свадьбы за свадебным столом, чтобы друг дружку любили и не было измены в доме.


Все Святые раба (мужское имя) за руки берут, к алтарю ведут. У венца раба (женское имя) стоит, на Святых глядит. Господи, Царь Небесный, повенчай венцом святым раба (имя) с рабой (имя) на веки вечные, до смерти не разлучай. Аминь.


Если при венчании свеча сгорела

Если у одного супругов во время венчания сгорела свеча, следует дать обет Богу и соблюдать его всю жизнь. Например, вы всю жизнь будете кому-нибудь помогать. Можно иногда покупать игрушки в детский дом или посылать в дом престарелых хотя бы немного денег.

Отчитка: огарок свечи кладут в воду, начитав заговор, умывают лицо этой водой. Потом свечу убирают.

Читают так:

Господи, помоги!

Всякому человеку

отмерил Господь веку.

Господи, помоги,

веку рабе (имя) продли.

Как ты не дал умереть Лазарю.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Свадебные тосты, которые приводят к разводу

"Люби ее, как свою душу, а тряси, как соседскую грушу".

"Бей ее почаще, любить будет слаще".

Если кто-нибудь во время свадьбы не задумываясь, пожелал молодым плохого, следует сделать так:

Во-первых, тут же отрезать кусок хлеба, сказав при этом:

Как я этот кусок хлеба отрезаю,

Так и твои (имя) посулы убираю.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Затем, этот кусок хлеба нужно положить возле того, кто пожелал молодым плохого.

Но самое простое: надо заранее сделать свадебный оберег. Читайте про себя за свадебным столом:

Стол мой дубовый,

Гости оловянные, все посулы злые стеклянные.

Как хрупкое стекло бъется, разбивается,

Так и не одно слово злое в посуле не сбывается.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Оберег на жениха

Перед тем как молодой пойдет в дом невесты, чтобы забрать ее на венчание, мать жениха должна перекрестить его и сказать:

Небесной высоты не достать,

Небесной красоты не забрать.

Так и у моего сына никто не убавит

И ниче6го ему не прибавит.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Оберег на невесту

Едет моя дочь со двора во двор,

На ее подоле Божий затвор.

Никто того затвора не повредит,

Никто оберега моего не победит.

Моя нога левая, ее нога правая.

Ключ, замок, язык.


Слова на церковные ступени

Идя венчаться, ступайте твердо на всю подошву по ступеням лестницы и говорите про себя:

На первую ступеньку ступаю -

мужа с собой заступаю.

На вторую ступеньку ступаю -

свекра с собой заступаю.

На третью ступеньку ступаю -

свекровь с собой заступаю.

На четвертую ступеньку ступаю -

деревьев с собой заступаю.

На пятую ступеньку ступаю -

золовок с собой заступаю.

Как на руке моей пять пальцев и один кулак, так и я всем править буду. Аминь.


Шепоток при венчании

Мать невесты должна сказать это слова в тот момент, когда зажгут венчальные свечи:

Господи, помоги, Господи, благослови.

Пусть у свечей ваших слезы прольются.

И только тогда, когда эти свечи разовьются,

только тогда муж с женой разойдутся. Аминь.


Приворот во время свадьбы

Когда за столом в третий раз прозвучит "горько" и молодые поцелуются, невесте следует выйти из-за стола, задеть первый угол кольцом, надетым на правую руку, и сказать:

Как ты, угол, неотделим от стены,

так неотделим будь муж от своей жены. Аминь.


После венчания, при выходе из церкви, завяжите на носовом платочке и тут же развяжите узелок со словами:

Как узелок легко развяжу, так я легко в свое время рожу. Аминь.

Если так сделать, то сколько бы раз ни рожала женщина, все роды будут легкими.


Если кольцо выскользнуло или упало во время регистрации или в церкви, следует про себя сказать трижды:

"Кольцо на мне, беда не ко мне. Аминь".

После свадьбы

  • Свадебное платье, фату, туфли не дают никому на прокат и не продают, поэтому, если у вас финансовые трудности, то платье следует шить не дорогое или такое, которое можно будет носить в праздничные дни.
  • Засохшие свадебные цветы не хранят.
  • Не следует дарить свадебные фотографии всем подряд. По ним очень легко навести порчу.
  • Попросите кого-нибудь из родителей прочесть на Пасху во время завтрака заговор:

Яичко пасхальное спокойно лежит, так и молодые спокойно живите. Яичко пасхальное молчит, так и молодые промеж себя не кричите. Христос воскрес, а им мир и лад. Аминь.

  • Чтобы ваш муж никогда в жизни не мог быть привороженным к другой, в первую среду после Рождества Христова выйдите на перекресток четырех дорог, встаньте лицом к закату, скрестите безымянный палец с большим и читайте так:

Заря - тело, голова - Солнце. Кровь в мясе, в остове кости. Все меня видят, все мои слова слышат. Мать - Земля, четыре дочери, четыре дороги, сойдитесь на рабе (имя) мои обереги. Чтоб к нему не подъехали, не подошли, приворотами от своей жены не увели. Не окормили чтоб, не опоили, Черным словом спать не уложили: ни воском. ни свечой, ни солью, ни слезой, ни булавками. ни ножами, ни кровью и ни церквями. Ни на кладбище и ни за столом, ни под дверью, ни под окном. Как от камня нет плоду, от угля нет цвету, нет колдуна по нему со всего свету. Так и не будет проку: ни от колдуна, ни от колдуницы, ни от старицы, ни от девицы. На моего мужа нет узды. Как безымянному персту имени нет, так и нет присух на моего мужа. Ныне, присно, во веки веков. Аминь.

При последних словах пальцы разъедините. Делает это все, естественно, сама молодая жена. О чем никому никогда не говорится. Домой нужно возвращаться молча и не оглядываются.

  • Обручальное кольцо также остается на всю жизнь с вами. Если человек умер в браке, то кольцо одевается ему на палец. Если оно не надевается, то кладется рядом с ним. По наследству обручальные кольца никогда не передаются.
  • Ровно через месяц после свадьбы нужно отослать мужа куда-нибудь и нарядиться как на свадьбу (фата, платье, туфли - все, как было в тот день). Поклониться 33 раза на восток и сказать: "Вечная слава Господу нашему, а при мне мой муж, раб Божий (имя)". Тут же подойти к супружеской постели и взбить подушки. Если есть перина, то и ее. Тогда Ваш муж никогда не оставит Вас ради другой и Вы будете жить в согласии.

Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни.

Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне, в овине) или в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети).

В свадебном обряде использовались все виды магии . Цель продуцирующей магии (от лат. producentis - "производящий") состояла в том, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте, прочность и многодетность их будущей семье, а также чтобы получить богатый урожай, хороший приплод скота. Апотропейная магия (от греч. apotropaios - "отвращающий беду") проявилась в многочисленных оберегах, направленных на предохранение молодых от всего плохого. Этому служили иносказательная речь, звон колокольцев, острый запах и вкус, переодевание молодых, покрытие (или прятание) невесты, а также самые разнообразные предметы-обереги (затыкание в подол невесты булавки, зашивание ей в подол мешочка с пшеном, чесноком, луковицей).

Универсальным оберегом был пояс - часть одежды, принимающая форму круга. Считалось, что подпоясанного "бес боится", поэтому венчаться шли в поясе. Магические свойства пояса скрепляли союз молодых: им обвязывали жениха и невесту, узел с приданым, свадебный пирог и др. Вместе с тем с помощью скрученного пояса ведьма могла превратить весь свадебный поезд в волков (у белорусов).

Разнообразные магические функции были связаны с полотенцем : им связывали молодых, опоясывали невесту, перевязывали поезжан, покрывали каравай, стелили как "подножник" при венчании и проч. Полотенца изготов­ляли из холста и вышивали традиционным узором, который сохранял мифологическую символику и, в соответствии с этим, был представлен характерным цветовым сочетанием: белый - красный - черный.

Многие магические действия восходили к древнему обряду инициации. Поскольку продолжение рода зависело прежде всего от женщины, свадебный обряд отражал женскую инициацию, его центром была невеста. В предсвадебный период невеста носила белую одежду (древний цвет траура), а в день свадьбы - обязательно красную (красный цвет символизировал жизнь). Указания на ритуальную "смерть" содержала поэзия предсвадебного периода. В своем причитании невеста сообщала о страш ном сне: будто бы на ее улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться - и проч.

Для среднерусской свадьбы характерен обряд "елки". Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, называемая красотой (девьей красотой, красной красотой), украшенная лентами, бусами, зажженными свечами и проч., иногда с прикрепленной к ней куклой, стояла на столе перед невестой. Деревце символизировало молодость и красоту невесты, с которыми она про­щалась навсегда. В свадебном приговоре утверждалось:

Да уж как этому ли дереву

Да не бывать два раза зелену,

Да а тебе, наша подруженька,

Да задушевная голубушка,

Да не бывать два раза в девушках.

Древний, давно забытый смысл состоял в том, что дереву (зеленой, кудрявой березе) переадресовывалась жертвенная повинность инициируемых девушек: вместо одной из них погибало деревце, первоначально принятое в их родственный круг (заместительная жертва).В свадебном обряде красота отождествлялась с самой невестой.

Свадебное деревце известно у большинства славянских народов как обязательный атрибут, предмет-символ. Вместе с тем у восточных славян отмечено большое разнообразие предметов, называвшихся красотой. Это не только растения (ель, сосна, береза, яблоня, вишня, калина, мята), но также девичья коса и девичий головной убор.

Головной убор девушки-невесты назывался венец, венок, налобень, коруна. Его изготавливали в виде плотного обода с позументом, над которым выступал ажурный венок, украшенный жемчугом, перламутром, бисером и т.п. Такие венки особенно характерны для Русского Севера. На юге, а также в Беларуси и на Украине венки плелись из живых цветов. Изготовление венчальных венков из живых цветов представляло собой богатый, развитой ритуал.

Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение прически: расплетание косы , продажа косы, окручивание. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.

Русская девушка носила одну косу. Ее расплетали на девишнике и обычно уже не заплетали до венца. ленты для косы.

Ритуал продажи косы был реминисценцией купли самой невесты. "Возьми косу вместе с головой", - говорила ее мать жениху. Продавал косу младший холостой брат невесты или другой родственник-мальчик, называвшийся подкосник.

Окручивание - один из кульминационных элементов обряда, проис­ходивший сразу после венчания (в церковной сторожке, трапезной или, по приезде, в доме мужа). Невесте делали женскую прическу (две косы, обвитые вокруг головы) и подбирали волосы под женский головной убор (кокошник, кичку с сорокой, повойник, сборник). В отличие от девушки, женщина всегда должна была ходить с покрытой головой. По этому поводу сложена пословица: "Немного попето, да навек надето".

В белорусской и западнорусской свадьбе известен также обряд под­стригания волос жениху. В древности это действие было связано с вызовом родовых духов-покровителей. Возможно, этот обряд когда-то означал посвящение юношей в группу взрослых мужчин.

В день свадьбы или на следующий устраивались игры "в по­ койника" . Они зафиксированы в Поволжье, Курской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской губерниях. Пародийные похороны заканчивались тем, что "покойник" вскакивал и пускался в пляс. Игра завершалась общей пляской. Ритуальное веселье, пляска, смех должны были утвердить новую жизнь, символизировали возрождение невесты в новом статусе, что было последним звеном инициации, ее целью.

Пережитки ритуала инициации, изображающего ожившего покойника, сохранились и в календарных обрядах. Известны весенне-летние игры девушек в "русалку", в "Кострому" и др. В них "умершая" внезапно вскакивала, била всех по рукам, приговаривая: "Пеки блины, поминай меня!" Данный обряд имеет глубокие индоевропейские корни. На это указывает немецкая средневековая игра "пляска смерти", чешская пляска "Мертвец", аналогичные словацкие и сербские игры, карпатские игры при мертвеце.

Свадебный обряд сохранил признаки древнего брака, порожденного запретом на кровосмешение. Брачная пара должна была состоять из представителей разных родов. Поэтому в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты" из своего рода в род мужа. С этим связано поклонение печи - свя щенному месту жилища.

Многие обряды с печью совершались на протяжении всей свадьбы, как в доме родителей невесты, так и в доме жениха. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. Чтобы сватовство было удачным, сваха старалась дотронуться до печки. Благословляли молодых у печного столба. В доме мужа молодая жена трижды кланялась печи и только потом уже иконам. С приобщением невесты к новому очагу был связан обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи.

Растительный мир русской свадьбы связан с древними ани­ мистическими представлениями (представлением о том, что весь окружающий человека мир – это живой, одушевленный мир). Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах. Особо почита­лись вечнозеленый барвинок (символ прочности любви и брака) и ягоды калины (символ девичества). Калинкой назывались обряды, связанные с установлением добрачной невинности молодой (например, на второй день свадьбы гостям показывали ночную рубаху молодой жены, демонстрируя ее честность).

Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславян ским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя (ряжение в медведя, меховая одежда и меховые подарки, использование вывернутого тулупа, символизировавшего шкуру зверя). Медведь должен был обеспечить богатство и плодородие. В некоторых местах атрибутом свадебного пира была жареная свиная голова, имевшая магическое значение (с ней разыгрывались сценки иронического чествования). На свадьбе, Святках и масленице рядились быком, при этом устраивали игры с эротическим смыслом.

С невестой были связаны образы птиц . Плодородящую силу имела прежде всего курица. Она фигурировала и как ритуальная пища, и как живая птица (курица-приданка).

У всех славян куриное мясо было непременным блюдом за свадебным столом, а также на постели молодых. Свадебный пирог курник представлял собой круглый хлеб с каймой и изображением петушиной головы. Известны старинные церковные запреты на жертвоприношения кур бере-гиням (ради них кур топили в реках и колодцах).

Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер.

С идеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявился в банном обряде, которым завершался девишник. Производились магические действия с водой и с банными атрибутами (печью-каменкой, веником). В отличие от северной, для среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание - своеобразное игрище, величание молодой женщины, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с матеръю-сырой зем­ лей: ведь увлажненная дождями земля также могла проявить свою плодородящую сущность.

Известно, что древнерусский брак совершался у реки. Поэтому ситуация "брак у воды" часто встречается во многих жанрах русского фольклора: в песнях календарных обрядов, в балладах, былинах, сказках.

В добрачных, брачных и послебрачных обрядах молодых осы пали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком . Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, с квашней. Культ хлеба проявился прежде всего как чествование каравая, которое в южных зонах было развито в каравай ный обряд: он начинался в предсвадебном цикле, а заканчивался на княжем пиру раздачей каравая.

Каравай - это ритуальный, особо изготовлявшийся хлеб, которым встречали молодых от венца. Каравай украшали платками, красными лентами, калиной. Одаривание молодых на пиру называлось "положить на каравай". Были зафиксированы хвалебные песни в честь каравая: "похва ла караваю", "каравай месят", "как топят печь для каравая", "как в печь сажают" и др.

В числе ритуальной пищи свадебного обряда, помимо уже отмечавшейся (каравай, курица, свиная голова), следует также назвать обрядовый пирог, который во многих местах называли курник (с кашей, рыбой, курицей и др.), а также кашу, лапшу. Пирог характерен для севернорусской свадьбы, где он заменял каравай.

С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил.

Верховным покровителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы было солнце. Рядом с ним возникали месяц, звезды, заря. Люди сами уподоблялись светилам. Вот как писал об этом И. В. Зырянов: "Солнечность, обожествление, золотая окраска видны не только на образах жениха и невесты, но и на образах их родителей, а также сватов и свадебных дружек. Невеста в поэзии рисуется через "девью красоту", которая краше солнца, чище "злата-серебра", лучше "дорогих самоцветов". <...> "Свойства светил, перенесенные на человеческий брак, сделали последний таинством" 1 .

Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты. В песне сообщалось, будто бы он упал с неба и был так ярок, что мог осветить дорогу. Особенно значительной была концентрация небесного сияния в наиболее драматичный кульминационный момент свадьбы, а именно когда невеста, сидя за столом и ожи­дая приезда жениха, как бы расставалась со своей душой девушки. Невеста должна была плакать ("Не плачет за столом, напла чется за столбом"). При этом она катала свой венок по столу. Круглая форма венка, его "сияние" и обычай его катания по тесовенъкому столику изображали солнце как верховного покро­вителя обрядового таинства.

Многие исследователи в славянских песнях с сюжетом "тонущей девицы" усматривали солнечный миф, повествование о небесном браке. Возможно, его следы сохранила песня "Воскресный день рано Сине море игра­ло... " В свадебных песнях невеста в веночке сравнивалась с хох­латой златоперой курочкой, с кукушкой, сбросившей свое обыч­ное оперение и одевшейся в золотые перья, с золоторогой телоч­кой и т. п. В хороводных и свадебных песнях много внимания уделялось необычным, солнцеподобным волосам невесты и жени­ха. Из песни мы узнаем и о том, что небесными светилами рас­шиты обрядовая рубашка невесты и свадебный наряд жениха.

Севернорусская невеста сообщала в своем причитании, что вышивала свадебную рубашку три ночки: ивановскую, петровскую и ильинскую (период летнего солнцестояния). Она украшала рубашку красным сол­ нышком, утренней зарей, младым полуночным светлым месяцем. И это соответствовало реальной вышивке на ее рубашке. Такой наряд соотносим с платьем сказочной царевны: "Она вышла в чистое поле, наря дилась в блестящее платье - кругом часты звезды! <...> Скинула свой свиной чехол, надела платье: на спине светел месяц, на груди красно солнышко! 2

Небесным светом фольклор украшал поэтический образ свадебного терема: у него золотые выходы, переходы серебряные, в воротах столбы золотые, а сам он стоит, как жар горит. Подобный чудесный образ известен и в былине "Про Соловья Буди-мировича", глубоко поэтизирующей любовь.

Слово "терем", считает лингвист В. В. Колесов, несет в себе "образ неба, возвышающегося над человеком, бескрайнего, нарядного, сияющего неба, которое само по себе - праздник. <...> Терем (из греческого teremnon - "дом, жилище", также "дворец", собственно: дворец с куполом) <...> - символ неба, наличие купола для него было обязательным"  .

Народные свадебные песни по своему содержанию разнообразны и представляют собой богатый материал для изучения. В них вся жизнь, все переживания и чаяния. Они то скорбные и грустные, то радостные и призывные. В наше время заметно стремление к возрождению народных свадебных традиций, а вместе с ними и свадебных песен. Церемонию народной свадьбы невозможно представить без лирической составляющей, образцы которой будут представлены в тексте данной статьи.

Свадебный фольклор формировался на протяжении столетий и представляет собой широкую картину идеологии народа и его уклада. Свадебная поэзия различна по тематике и отражает моменты свадебного ритуала.

Условно свадебную лирику можно разделить на обрядовую и не относящуюся к конкретным обрядам, выражающую отношение участников действа к церемонии.

Основные обряды традиционной русской свадьбы

Смысл магических обрядов заключался в защите от сверхъестественных сил или призыве к ним служить человеку.

В старые времена русская свадьба состояла из нескольких обрядов:

  • магические;
  • юридически-бытовые;
  • ритуально-игровые.

Юридически-бытовые были призваны соблюсти экономические и юридические интересы сторон, оговорить брачный контракт. Ритуально-бытовые обряды удовлетворяли эстетические запросы, служили для .

Свадебный обряд в песнях

Обрядовые свадебные песни у русского народа очень лиричны

Свадьбе предшествовало сватовство, которое длилось несколько дней. Затем следовали приготовления к свадьбе, длившиеся около недели. Перед церемонией проводился девишник, на котором происходило символическое расплетание косы невесты. Пелись песни о прощании с волей, с молодостью, “Полетай-ка, моя молодость, во сыры бора да во темны леса!”. После девишника для невесты топилась баня, последняя в отцовском доме.

Обрядовые у русского народа были глубоко лиричны и походили на причитания.

Они носили глубоко эмоциональный отпечаток и посвящены были невесте и ее горькой доле в чужой семье.

Причет длился вплоть до отъезда к венцу и исполнялся единолично, носил интимный характер.

Русские народные свадебные песни как украшение торжества

Песенный репертуар не соотносящийся с обрядами был многообразен широк и ритмичен. Повествовалось о любви молодых, о праздничном настроении, о счастливой супружеской жизни. На первый план выступало веселое хоровое пение. Песня являлась своеобразным произведением искусства, лишенного импровизации. Исполнял ее коллектив, в котором каждому была отведена своя роль. Сюжет был логичен и закончен.

Глубокий символический смысл свадебных обычаев и традиций русского народа

Народные свадебные песни в наши дни

Богато, разнообразно и уникально, но практически забыто в наше время. На современной русской свадьбе уже не услышишь залихватских песен, обращенных к жениху и невесте и ко всем гостям.

В Закарпатье же и в наши дни на свадьбах исполняются народные свадебные песни.


Русское народное свадебное творчество богато, разнообразно и уникально

Народные свадебные песни Закарпатья

Обычаи Закарпатских свадеб живы и по сей день и представляют собой сказочное завораживающее действие. Местные жители одевают национальные костюмы, украшают дома и устраивают традиционные свадьбы. Ни одно торжество не обходится без народных свадебных песен, многие из которых переработаны и широко популярны.

С таким важным и торжественным событием, как свадьба, связано множество примет и предрассудков. Некоторые из них являются обычным вымыслом и не имеют под собой никаких оснований, но есть и такие, соблюдение или несоблюдение которых вполне может отразиться на семейном благополучии молодой пары. Постараемся разобраться в том, какие свадебные атрибуты практическая магия признает действительно важными и в чем заключается свадебная магия .

Свадебное платье как важнейший магический атрибут.

Каждая невеста наряжается в свадебное платье и мечтает о том, чтобы быть в нем самой красивой и оригинальной. Традиция свадебных нарядов берет свое начало из глубины веков и на протяжении многих сотен лет остается практически неизменной. Как требуют древние традиции, платье невесты должно быть белоснежным и символизировать собой невинность и чистоту готовой к вступлению в супружескую жизнь девушки.

Являясь символом невинности, свадебное платье не должно быть слишком откровенным, оголять бюст или ноги. Но уже сегодня в эти традиции внесены современные коррективы. Так, нынешние невесты воспринимают подвенечный наряд как возможность выгодно продемонстрировать свою женскую привлекательность и открыть на обозрение окружающих достоинства своей фигуры. К тому же, распространенная сегодня практика повторного замужества привела к тому, что платье невесты может быть не белым, а бежевым, розовым, голубым и даже красным или зеленым.

Те, кого интересует свадебная магия, часто задают вопросы относительно того, какое платье невесты может стать залогом удачного супружества. Ответ на этот вопрос знает практическая магия, которая утверждает, что наряд невесты обязательно должен быть с рукавами и включать в себя фату, которая не только символизирует скромность невесты, но и защищает ее от сглаза. Если же невеста не хочет одевать фату, тогда ей стоит побеспокоиться о других мерах защиты от дурного глаза: положить в туфельку монетку или подколоть подол платья булавкой.

Сегодня очень распространена практика проката свадебных нарядов. Действительно, новое или сшитое под заказ платье стоит достаточно дорог и не каждая выходящая замуж девушка может себе его позволить. Именно поэтому современные невесты предпочитают брать наряды напрокат, ведь это дешевле, а после окончания торжества не нужно решать проблему, что делать со свадебным платьем дальше.

Однако практическая магия категорически не одобряет идею прокатных платьев. Дело в том, что каждое бракосочетание насыщено собственной энергетикой, которая не всегда может быть благоприятной. Более того, недоброжелатели могут использовать платье в качестве инструмента для наведения порчи на невесту. Известны случаи, когда в ходе церемонии бракосочетания в подол платья тайно втыкали иголки или чертили кресты на подоле сгоревшей спичкой. Все эти манипуляции призваны разрушить благополучие новой семейной пары, а следы этого негативного воздействия навсегда остаются на наряде.

Если же вас не пугает перспектива выходить замуж в платье, которое до вас одевал не один десяток девушек, тогда вам стоит хотя бы побеспокоиться о простейших мерах безопасности. Например, практическая магия советует провести около выбранного прокатного платья церковной свечой. Если свеча горит ровно и ярко, значит, на наряде нет никакой неблагоприятной энергетики. Если же свеча начинает потрескивать и издавать черный дым, значит, платье было объектом порчи или сглаза и выбирать его не стоит. В любом случае, перед церемонией стоит побрызгать на наряд святой водой для того, чтобы очистить его энергетику.

Очень важно, чтобы пошивом свадебного платья не занимались родственники невесты и тем более, она сама. Хорошо известно и такое правило, что жених не должен видеть до церемонии ни сам наряд, ни одетую в него невесту. Более того, свадебная магия настаивает на том, чтобы предшествующую бракосочетанию ночь молодожены проводили отдельно друг от друга, в кругу друзей или родных, иначе их будущее семейное счастье может быть не вполне безоблачным. И еще один момент, касающийся свадебного наряда: туфли невесты обязательно должны быть закрытыми, а босоножки в качестве свадебной обуви категорически не подходят.

Обручальные кольца и свадебные приметы.

Сегодня в ювелирных магазинах можно увидеть потрясающее разнообразие обручальных колец. Наряду с традиционными гладкими, предлагаются различные резные варианты, инкрустированные дорогими камнями и т.д. По этому поводу магия говорит, что некоторые вольности в дизайне обручальных колец действительно возможны, но в любом случае, эти символы супружеского счастья должны быть именно обручальными, а не напоминать обычные декоративные перстни.

Чтобы счастливо прожить долгую семейную жизнь, надо правильно выбрать день для ее начала. Так, недопустимо назначать церемонию бракосочетания на любой из дней религиозного поста. Также не стоит расписываться и тем более венчаться в воскресенье.

Для того чтобы в будущей семье царил покой и благополучие, невесте и жениху следует об этом позаботиться еще во время брачной церемонии. Например, на протяжении всего праздника молодой паре не следует разлучаться и позволять, кому бы то ни было проходить или стоять между ними.

Отдельные правила касаются свадебных букетов. Традиционно принято дарить невесте букеты роз, но мало кто знает, что по правилам цветы в букете новобрачной должны быть без шипов. И если кто-то все же подарил розы с шипами, их обязательно нужно срезать. Очень важно, чтобы число цветков в каждой композиции было нечетным, так как букеты с четным количеством цветков символизируют горечь и утрату. После бракосочетания все подаренные молодым букеты должны быть собраны и выставлены в комнате новобрачных. Очень важно, чтобы ни один букет не остался в загсе, в ресторане или не был передарен кому-то из гостей. Тем более не следует отвозить свадебные цветы на кладбище на могилы усопших родственников, так как это верный путь к несчастью в семейной жизни.

Кстати, цветы с кладбища являются мощным колдовским инструментом, способным разрушить любой брак. Именно поэтому с целью злого умысла молодым парам дарят букеты, взятые с могил. Для того чтобы защитить молодоженов от колдовского воздействия, шафер и дружка должны пересматривать каждый букет и пересчитывать количество цветков, следя, чтобы оно было нечетным. Если же среди цветочных композиций будет найден кладбищенский букет, то его следует сразу же сжечь или выбросить в ближайший водоем.

Чтобы молодые уверенно шли по жизни и не нуждались ни в чьей помощи, за свадебным столом они не должны опираться спинами на стену. А для того, чтобы уберечь молодую семью от порчи, молодой муж должен на руках перенести свою жену через порог.

Отличным способом установить энергетическую защиту на невесту является обычная английская булавка. Ее прикалывают с внутренней стороны лифа с левой стороны. Таким образом, булавка как бы защищает сердце невесты и не дает постороннему магическому воздействию разрушить любовь к будущему супругу. Дополнительным элементами защиты могут стать булавки или иголки без ушка, которыми подтыкают подол свадебного платья с внутренней стороны.

Традиционно считается, что на свадьбе семьи невесты и жениха знакомятся и роднятся, то есть этот праздник объединяет два рода в одну крепкую и дружную семью. Однако в наше время это правило соблюдается далеко не всегда. Бывает даже так, что молодожены сначала празднуют бракосочетание с семьей невесты, а затем уезжают к родне жениха и там проводят отдельное застолье. Что ж, каждый может действовать по собственному усмотрению, но такое разделение наверняка не пойдет на пользу молодой семье.

В качестве дружки стоит выбирать проверенную подругу, которая искренне желает счастья невесте. Но тем девушкам, которых регулярно приглашают стать дружками, нужно помнить, что после проведения трех церемоний у них могут возникнуть проблемы с вступлением в собственный брак.

И, наконец, самая важная свадебная примета касается денег, которые принято дарить молодоженам, в качестве примера приведу одну ситуацию, в которую по незнанию попала одна молодая семья. Поскольку и семья невесты, и семья жениха были не из богатых, для празднования свадьбы им пришлось одолжить денег. И после окончания торжества родители попросили у молодых часть подаренной им суммы для того, чтобы рассчитаться с долгами. После этого у молодой семьи начались большие финансовые трудности и любые попытки мужа и жены найти дополнительные источники доходов заканчивались неудачей.

Здесь ситуация развивается по вполне закономерному сценарию: если свадебные деньги идут на оплату долгов, то молодожены будут постоянно жить в нужде и влезать во все новые и новые долги. Поэтому все подаренные на бракосочетание деньги молодая семья должна потратить на собственные нужды, лучше, если на эти деньги будет приобретаться мебель или бытовая техника - то, что приносит в дом комфорт и уют.

В заключение хочется сказать, что далеко не все свадебные приметы являются дедовскими предрассудками, многие из них имеют реальную силу и в наши дни. И очень прискорбно то, что молодожены с пренебрежением относятся к приметам и часто не выполняют даже самые элементарные из них. Хотелось бы предостеречь вступающие в брак молодые пары от подобного легкомыслия, и порекомендовать им более внимательно, изучать приметы и по возможности соблюдать правила, которые были установлены многовековыми традициями проведения свадебной церемонии.

Традиционный свадебный обряд - не только семейный праз­дник, но и сакральное явление с его религиозно-магической сто­роной, и юридически-бытовой акт.

Обязательными участниками свадьбы, кроме невесты, жени­ха и их родителей, были родственники с обеих сторон. Они осу­ществляли коллективную юридическую санкцию двух событий: перехода жениха и невесты на положение семейных людей и породнения их семей. Родственники обменивались подарками, одаривали молодых и их родителей, пели песни. Народному сва­дебному ритуалу была свойственна публичность, исполнение многих обрядов, песен и плясок на улице, перед избой ново­брачных. Непременно устраивалось коллективное застолье - пир на весь мир (красный стол, княжий стол).

Свадьба - сложная драматическая игра, состоявшая из не­скольких актов и длившаяся обычно от 3 до 10 дней. Бытует выражение "сыграть свадьбу". И действительно, участники свадь­бы имели "роли": князь и княгиня (жених и невеста). Роль сватов и свах обычно выполняли крестные отец и мать молодых.

В числе свадебных чинов были: рожники - родственники невесты; дружина, бояре - спутники жениха; боярки, подневестницы - спут­ницы невесты; подголосницы - поющие девушки; каравайницы - жен­щины, которые готовят свадебный каравай; стряпуха, куховарка - жен­щина, готовящая свадебное угощение. Всего исследователи отмечают до 411 названий свадебных чинов у восточных славян. Те же, кому не хватало ролей, были зрителями.

Повсеместно была распространена единая композиция сва­дебного обряда. В нее входили три цикла: предсвадебный (предвенечный), день свадьбы и послесвадебный.

Предвенечный цикл состоял из сватовства - неофициаль­ной части обряда, так как мог быть и отказ. Если сватовство оказывалось удачным, то устраивали оповещение о предстоя­щей свадьбе, ныне называемое помолвкой. Его народное назва­ние - сговор. После сго­вора к невесте (сговоренке) уже никто не мог посвататься. Жених ездил к ней в гости, привозил недорогие подарки, гостинцы.

Время от сговора до венчания могло длиться от нескольких недель до года. Но в последний вечер (накануне свадебного дня) устраивался девишник.

Кульминационным был день свадьбы, насыщенный многими актами. Это Были обряды утра свадебного дня; отъезд за невестой и ожидание свадебного по­езда; благослове­ние; отъезд в церковь; венчание и окручивание (невесте делали женскую прическу и надевали женский головной убор); свадеб­ный (княжий) пир (в доме мужа); постельные обряды.

Послесвадебный этап начинался утром с бужения молодых. Р ядились в костюмы и маски, подвергали молодую разнообразным "испытаниям": принести воды, приготовить еду, подмести пол и проч.

Спустя несколько дней молодые навещали родителей. Нередко такие посещения сливались с кален­дарным празднованием масленицы.

Свадебная поэзия взаимодействовала с обрядовыми действи­ями и была по отношению к ним вторичной. Необходимо под­черкнуть ее богатство и разнообразие. На русской свадьбе исполняли песни (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, лирические), причитания, приговоры, драматические сценки, игры (сопровождавшиеся ряжением). Пели внеобрядовые песни, тематически и эмоционально свя­занные со свадьбой (веселого характера, любовного содержа­ния). На свадьбе часто присутствовали музыканты, но это не считалось обязательным, поскольку преобладало пение.

Можно выделить три основных геогра­фических ареала русской свадьбы: среднерусский, севернорусский и южнорусский.

Южнорусская свадьба близка к украинской и. Ее отличительный признак - отсутствие свадебных причитаний, общий веселый тон.

Основной поэтический жанр южнорусской свадьбы - песни.

Севернорусская свадьба драматична, поэтому ее основной жанр - причитания. Они исполнялись на протяжении всего об­ряда. Обязательной была баня, которой завершался девишник. (Архангельск, Новгород, Петербург, Псков).

Наиболее характерным был свадебный обряд среднерусского типа. Он охватывал огромный географический ареал, центральная ось которого проходила по линии Москва - Рязань - Ниж­ний Новгород. Свадьбу среднерусского типа играли также в Тульской, Калужской, Орловской, Симбирской и других губерниях. Поэзия среднерусской свадьбы сочетала песни и при­читания, но преобладали песни. Они создавали богатую эмоцио­нально-психологическую палитру чувств и переживаний, полю­са которой составляли веселая и грустная тональности.

Билет №23. Мифологическое в Русской свадьбе .

Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни.

Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стла­ли на снопах, в местах обработки и хранения зерна или в помещениях для содержания скота.

Обряд был насквозь пронизан магией.

Универсальным оберегом был пояс. Считалось, что подпоясанного "бес боится", поэтому вен­чаться шли в поясе. Магические свойства пояса скрепляли союз молодых: им обвязывали жениха и невесту.

Разнообразные магические функции были связаны с полотенцем: им связывали молодых, опоясывали невесту, покрывали каравай, стелили как "подножник" при венчании и проч. Полотенца изготов­ляли из холста и вышивали традиционным узором, который сохранял мифологическую символику и, в соответствии с этим, был представлен характерным цветовым сочетанием: белый - красный - черный.

Многие магические действия восходили к древнему обряду инициации. Поскольку продолжение рода зависело прежде все­го от женщины, его центром была невеста. В предсвадебный период невеста но­сила белую одежду (древний цвет траура), а в день свадьбы - обязательно красную (красный цвет символизировал жизнь). Указания на ритуальную "смерть" содержала поэзия предсва­дебного периода. В своем причитании невеста сообщала о страш­ном сне: будто бы на ее улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться.

Для среднерусской свадьбы характерен обряд "елки ". Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева украшенная лентами, бусами. Деревце симво­лизировало молодость и красоту невесты, с которыми она про­щалась навсегда.

Древний, давно забытый смысл состоял в том, что дереву переадресовывалась жертвенная по­винность инициируемых девушек: вместо одной из них погиба­ло.

Свадебное деревце известно у большинства славянских наро­дов как обязательный атрибут, несущий в себе общую этническую характеристику славян.

Головной убор девушки-невесты назывался венец, венок.. Его изготавливали в виде плотного обода с позументом, над которым выступал ажурный венок, украшенный жемчугом, перламутром, бисером и т.п. Такие венки особенно характерны для Русского Севера. На юге, а также в Беларуси и на Украине венки плелись из живых цветов. Изготовление венчальных венков из живых цветов представляло собой богатый, развитой ритуал.

Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение прически: расплетание косы, продажа косы, окручивание. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.

Русская девушка носила одну косу. Ее расплетали на девишнике и обычно уже не заплетали до венца. Невеста дарила подругам свои косынки - ленты для косы.

Ритуал продажи косы был реминисценцией купли самой невесты. Продавал косу младший холостой брат невесты или другой родственник-мальчик, называвшийся подкосник.

Окручивание - один из кульминационных элементов обряда, проис­ходивший сразу после венчания. Невесте делали женскую прическу (две косы, обвитые вокруг головы) и подбирали волосы под женский головной убор.

В белорусской и западнорусской свадьбе известен также обряд под­стригания волос жениху. В древности это действие было связано с вызо­вом родовых духов-покровителей.

В день свадьбы или на следующий устраивались игры "в по­койника". Пародий­ные похороны заканчивались тем, что "покойник" вскакивал и пускался в пляс. Игра завершалась общей пляской.

Пережитки ритуала инициации, изображающего ожившего покойни­ка, сохранились и в календарных обрядах. Известны весенне-летние игры девушек в "русалку", в "Кострому" и др. В них "умершая" внезапно вскакивала, била всех по рукам.

Свадебный обряд сохранил признаки древнего экзогамного брака, порожденного запретом на кровосмешение. Брачная пара должна была состоять из представителей разных родов. Поэто­му в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты" из сво­его рода в род мужа. С этим связано поклонение печи - свя­щенному месту жилища.

Многие обряды с печью совершались на протяжении всей свадьбы, как в доме родителей невесты, так и в доме жениха. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. Чтобы сватовство было удачным, сваха старалась дотронуться до печки. Благословляли молодых у печного столба. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом уже иконам. С приобщением невесты к новому очагу был связан обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи.

Растительный мир русской свадьбы связан с древними ани­мистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах. Особо почита­лись вечнозеленый барвинок (символ прочности любви и брака) и ягоды калины (символ девичества).

Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя (ряжение в медведя, меховая одежда и меховые подар­ки, использование вывернутого тулупа, символизировавшего шкуру зверя). Медведь должен был обеспечить богатство и пло­дородие.

С невестой были связаны образы птиц. Плодородящую силу имела прежде всего курица. Она фигурировала и как ритуальная пища, и как живая птица.

У всех славян куриное мясо было непременным блюдом за свадебным столом, а также на постели молодых. Свадебный пирог курник представлял собой круглый хлеб с каймой и изображением петушиной головы. В свадебном обряде важную роль играли и куриные яйца

Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер.

С идеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявился в банном обряде, которым завер­шался девишник. Производились магические действия с водой и с банными атрибутами (печью-каменкой, веником). Для среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание - своеобразное игрище, величание молодой женщины, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с матеръю-сырой зем­лей.

Известно, что древнерусский брак совершался у реки. По­этому ситуация "брак у воды" часто встречается во многих жан­рах русского фольклора: в песнях календарных обрядов, в бал­ладах, былинах, сказках.

В добрачных, брачных и послебрачных обрядах молодых осы­пали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Культ хлеба проявился как чество­вание каравая, которое в южных зонах было развито в каравай-ный обряд: он начинался в предсвадебном цикле, а заканчивался на княжем пиру раздачей каравая.

Каравай - это ритуальный, особо изготовлявшийся хлеб, которым встречали молодых от венца. Каравай украшали платками, красными лен­тами, калиной. Одаривание молодых на пиру называлось "положить на каравай". Были зафиксированы хвалебные песни в честь каравая.

В числе ритуальной пищи свадебного обряда, помимо уже отмечав­шейся (каравай, курица, свиная голова), следует также назвать обрядо­вый пирог (с кашей, рыбой, курицей и др.), а также кашу, лапшу. Пирог характерен для севернорусской свадьбы, где он заменял каравай.

С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил.

Верховным покровителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы было солнце. Рядом с ним возникали ме­сяц, звезды, заря. Люди сами уподоблялись светилам.

Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты. Особенно значительной была концентрация небесного сияния в наиболее драматичный кульминационный момент свадьбы, а именно когда невеста, сидя за столом и ожи­дая приезда жениха, как бы расставалась со своей душой девуш­ки. Невеста должна была плакать.При этом она катала свой венок по столу.

В. Ф. Миллер, А. А. Потебня и другие исследователи в сла­вянских песнях с сюжетом "тонущей девицы" усматривали сол­нечный миф, повествование о небесном браке. В свадебных песнях невеста в веночке сравнивалась с хох­латой златоперой курочкой, с кукушкой, сбросившей свое обыч­ное оперение и одевшейся в золотые перья, с золоторогой телоч­кой и т. п. В хороводных и свадебных песнях много внимания уделялось необычным, солнцеподобным волосам невесты и жени­ха.

Севернорусская невеста сообщала в своем причитании, что вышивала свадебную рубашку три ночки: ивановскую, петровскую и ильинскую (период летнего солнцестояния). Она украшала рубашку красным сол­нышком, утренней зарей, младым полуночным светлым месяцем. И это соответствовало реальной вышивке на ее рубашке.

Небесным светом фольклор украшал поэтический образ сва­дебного терема: у него золотые выходы, переходы серебряные, в воротах столбы золотые, а сам он стоит, как жар горит. Подоб­ный чудесный образ известен и в былине "Про Соловья Буди-мировича", глубоко поэтизирующей любовь.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «4elentano.ru» — Женский портал - Гармония