Диагностика экологической воспитанности дошкольников в детском саду. Диагностика по экологическому воспитанию детей в старшей и подготовительной группах Диагностика знаний дошкольников по экологии к аттестации

анна соколова
Диагностика по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей старшей группы

Задание № 1

Цель : ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал : 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов , созданных человеком : растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба, солнце, автомобиль, самолет.

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и выбрать объекты живой природы. После этого взрослый задает вопросы :

Как ты догадался, что все это живое?

Почему ты считаешь, что живой?

Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Инструкция : «Рассмотри картинки и выбери объекты живой природы. Как ты догадался, что все это живое? Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой? Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно называет все объекты живой природы, может объяснить свой выбор, рассказать, что тому или иному объекту необходимо для жизни.

2 балла – ребенок допускает 1-2 ошибки в назывании объектов живой природы, затрудняется ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.

1 балл – ребенок допускает 3 и более ошибки в назывании объектов живой природы, не может ответить на вопросы об условиях, необходимых им для жизни.

Задание № 2

Цель : выявить уровень сформированности представлений о диких животных и их повадках (медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж) .

Материал : иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк, еж) .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем дает вопросы :

Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)

Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес» – заселим его животными.

Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.

Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы взрослого об их жизни в лесу и повадках :

Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост) .

Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску) .

Что помогает ему выдержать холод?

Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей).

Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы) .

Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку) . Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира) .

Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки) .

Инструкция : «Рассмотри картинки. Как называют зверей, которые живут в лесу? Посмотри, лес пустой, давай поиграем в игру «Засели лес» – заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них. Чем питается белка? Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? Что помогает ему выдержать холод? Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными? Как ведут себя волки во время охоты? Как охотится лиса? Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? Что помогает медведю не питаться всю зиму? Какие еще животные впадают в спячку? Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы взрослого о жизни диких животных.

2 балла – ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить.

1 балл – ребенок имеет очень слабые представления о повадках диких животных.

Задание № 3

Цель : выявить уровень сформированности представлений о зимующих птицах .

Материал : иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих (синица, воробей, ворона, снегирь, сорока) и перелетных птиц (ласточка, скворец) .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, уточняет, какое на ней изображено время года. Затем задает вопрос :

Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Дает задание найти и поместить на кормушку зимующих птиц; просит рассказать, какие птицы прилетели к кормушке.

Инструкция : «Рассмотри картинку. Какое на ней изображено время года? Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? Найди и помести на кормушку зимующих птиц. Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок без помощи взрослого находит и называет 5 зимующих птиц.

2 балла – ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующие птицы.

1 балл – ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных) .

Задание № 4

Цель : выявить уровень сформированности представлений о растениях ближайшего окружения : деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Материал : большая карта с изображением тополя, шиповника, подснежника. Маленькие карточки с изображением деревьев : березы, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника – сирени . Карточки с изображением травянистых растений : одуванчика, колокольчика, ромашки, подорожника. Кукла Незнайка.

Ход проведения : Взрослый сообщает ребенку, что Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Предлагает ребенку помочь Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника ; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Взрослый спрашивает, почему ребенок именно так расположил карточки.

Инструкция : «Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Давай поможем Незнайке разложить карточки в нужном порядке. На большой карте вокруг тополя нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника ; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений. Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг тополя? Как назвать их одним словом? Какую карточку ты расположил рядом шиповником? Что это? Карточки с изображением каких растений ты расположил вокруг подснежника? Это все что?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок правильно группирует представленные изображения растений; знает их названия и характерные признаки.

2 балла – ребенок допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос .

1 балл – ребенок допускает ошибки при группировке изображенных растений. Затрудняется назвать их характерные признаки.

Задание № 5

Цель : выявить уровень сформированности представлений о способах размножения растений.

Материал : карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна) ; картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка) .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть карточки и подобрать к каждому дереву нужную картинку с плодами. Затем просит ребенка назвать, какие деревья он узнал. Предлагает ребенку рассмотреть комнатные растения и назвать их. Дает задание : «На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений» (черенками, усами и др.)

Инструкция : «Рассмотри карточки и подбери к каждому дереву нужную картинку с плодами. Какие деревья ты узнал? Рассмотри комнатные растения и назови их. На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

2 балла – ребенок называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл – ребенок называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления .

Задание № 6

Цель : выявить уровень сформированности представлений о представителях класса пресмыкающихся. (Тело ящерицы покрыто жесткими роговыми чешуйками. У ящерицы четыре короткие лапки. Она хорошо бегает. Слышимых звуков не издает. Живет на суше. На зиму прячется в землю, в норы, там спит. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых. У черепахи тело покрыто твердым панцирем. Сверху он выпуклый, а снизу плоский. У нее также четыре лапы. Зажатое в панцирь тело черепахи тяжелое и неповоротливое. В панцирь она прячет голову, ноги и хвост, когда грозит опасность).

Материал : картинки с изображением ящерицы, черепахи.

Ход проведения : Взрослый предлагает назвать животных , изображенных на картинках, затем просит описать их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности.

Инструкция : «Назови животных, изображенных на картинках, опиши их внешний вид, способ передвижения, особенности жизнедеятельности».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок правильно называет каждое животное, достаточно содержательно описывает их внешний вид и особенности жизнедеятельности.

2 балла – ребенок правильно называет каждое животное, с помощью взрослого описывает их внешний вид, затрудняется в описании особенностей жизнедеятельности этих животных.

1 балл – ребенок не отвечает на вопросы взрослого.

Задание № 7

Цель : выявить уровень сформированности представлений о насекомых .

Материал : картинки с изображением насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка, стрекоза, комар, пчела, муха) .

Ход проведения : взрослый показывает ребенку картинку с изображением насекомого и задает вопросы : назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Просит рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого насекомого.

Инструкция : «Рассмотри картинку. Назови, кто это; как это насекомое выглядит, передвигается, чем питается. Что ты еще можешь рассказать о бабочке (мухе, пчеле) ».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок правильно называет всех насекомых; может описать внешний вид каждого; имеет представления об их способах передвижения и питании; может рассказать об особенностях жизнедеятельности каждого.

2 балла – ребенок называет 3 – 4 вида насекомых; отвечает на вопросы с помощью взрослого.

1 балл – ребенок называет 2 и менее вида насекомых.

Задание № 8

Цель : выявить уровень сформированности представлений об изменениях в природе в разные времена года.

Материал : картинки из серии «Времена года» .

Ход проведения : взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и разложить их по - порядку, начиная с зимы. Затем проводит беседу с использованием картинок :

Назови время года, которое изображено на картинке,

Почему ты так решил?

Что происходит в природе весной?

Какие изменения происходят с наступлением лета?

Что происходит зимой с деревьями?

Когда созревают овощи, фрукты, ягоды?

Инструкция : «Рассмотри картинки и разложи их по - порядку, начиная с зимы. Назови время года, которое изображено на картинке. Почему ты так решил? Что происходит в природе весной? Какие изменения происходят с наступлением лета? Что происходит зимой с деревьями? Когда созревают овощи, фрукты, ягоды?».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок быстро и в правильной последовательности раскладывает картинки с изображением времен года, отвечает на вопросы, рассуждает, не боится высказывать свое мнение.

2 балла – ребенок затрудняется при ответах на вопросы, требуется помощь взрослого.

1 балл – ребенок не отвечает на вопросы.

Задание № 9

Цель : выявить уровень сформированности представлений о частях суток , их последовательности.

Материал : сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей , следующие друг за другом на протяжении дня : уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

Ход проведения : ребенку предлагают рассмотреть картинки и разложить их по порядку, начиная с утра.

Инструкция : «Рассмотри картинки. Разложи их по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.) »

Критерии оценки :

3 балла – ребенок справился с заданием, безошибочно ответил на все вопросы.

2 балла – ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется.

1 балл – ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов.

Задание № 10

Цель : выявить уровень сформированности представлений о растениях и животных Республики Коми.

Материал : предметные картинки с изображением растений и животных, которые можно встретить в Республике Коми и не растущих и не обитающих там (береза, одуванчик, мать-и-мачеха, пальма, верблюд, волк, медведь, тигр, лев).

Ход проведения : ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата.

Инструкция : «Рассмотри картинки. Назови растения и животных, которые можно встретить в природе родного края и те, которые растут и обитают в условиях другого климата».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок имеет представления о природе родного края, правильно классифицирует растения и животных. Определяет растения и животных , нехарактерные для климата родного края. Объясняет выбор.

2 балла – ребенок при классификации растений, животных родного края допускает неточности, не всегда может обосновать свой выбор.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает.

Задание № 11

Цель : выявить уровень сформированности представлений о том , что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Материал : диск со стрелкой в центре (по типу циферблата, в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе.

Ход проведения : ребенку предлагают поиграть в игру . Ребенок должен, перемещая стрелку, рассказать о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу.

Инструкция : «Давай мы с тобой поиграем в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Перемещай стрелку и расскажи о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу».

Критерии оценки :

3 балла – ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

2 балла – ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, но не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.

1 балл – ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста

Ганжурова Алеся Владимировна, педагог-психолог МАДОУ "Детский сад №86".
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию материал о диагностике экологической воспитанности дошкольников. Диагностический инструментарий описанный в данной статье, может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Материал может быть интересен педагогам дошкольных учреждений.

В настоящее время в России широкое распространение получило диагностирование детей дошкольного возраста. Однако диагностика экологической воспитанности еще недостаточно разработана. Это обусловлено рядом проблем, например: необъективностью данных, полученных в ходе диагностики; нежелании ребенка принимать участие в диагностировании.
Как отмечают Р.С. Немов и В.В. Юрчук: «Диагностика – это совокупность знаний и методов, определяющая уровень развития человека (ребенка), его реальное в формировании его физических, психических и личностных новообразований» .
Диагностировать в экологическом образовании можно: усвоение дошкольниками знаний (без жесткой классификации – знать 5-6 растений и ни одним меньше); изменение поведения по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков; приобретение и самостоятельную реализацию элементарных навыков природопользования; желание участвовать в посильной практической деятельности; эмоционально окрашенное отношение к поступкам людей и объектам природы; способность видеть красоту окружающего мира; образное восприятие природы .
Главный вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа: допустимо ли уже в таком раннем возрасте делить детей по уровню экологической воспитанности? Ведь дети такие разные. Если ребенок, который раньше давил жуков и червяков, перестает это делать и старается наблюдать за ними, то для него это уже высокий уровень, хотя ребенок, может быть, и не назовет по требованию взрослого пять растений. Для другого ребенка, воспитанного на семейных традициях уважения к окружающему миру, высокий уровень должен быть другим.
За прошедшие несколько лет в области диагностики экологической воспитанности детей, накопились проблемы, которые активно обсуждаются как в психологическом, так и в педагогическом сообществе .
Проблема первая «Работа на перспективу».
Практически все авторы программ в этой области сходятся во мнении, что традиционные подходы к диагностированию здесь неприемлемы, хотя именно такой подход зачастую требуется от дошкольных учреждений, особенно работающих в экспериментальном режиме.
Сложность решения проблемы заключается в том, что экологическое образование закладывает основы экологического мировоззрения, которое должно определить поступки человека, его отношения с окружающей средой в течение всей жизни.
Проблема вторая «Необъективность данных».
Необъективность данных зачастую усугубляет условия, в которых диагностируется ребенок. Особенно осторожно следует относиться к разовым опросам, которые проводит незнакомый для них человек. Часто раскованные в обычной обстановке, хорошо развитые дети становятся робкими и молчаливыми, когда их с целью диагностирования вызывают по одному в методический кабинет для разговора с незнакомой «строгой» тетей.
Проблема третья «А я не хочу».
В начальной школе дети понимают, что диагностика это оценка их учебы, своеобразная контрольная работа, которую они стремятся хорошо выполнить.
У дошкольника такой мотивации нет, и он искренне не понимает, почему именно в тот момент, когда он собрался играть, его отвлекают, вынуждают отвечать на малозначительные для него вопросы.
Проблема четвертая «Слово и дело».
Как известно в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходиться с его поступками. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы о том, что нужно делать в этой или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. И только регулярные наблюдения воспитателя за ребенком позволяют заметить изменения в его поведении.
Рассматривая проблему экологической воспитанности детей дошкольного возраста, Н.А.Рыжова и ее коллеги разработали и апробировали ряд диагностических приемов, при этом выделив два направления диагностики – количественную и качественную. Количественная диагностика позволяет, прежде всего, оценивать знания ребенка. Цель качественной диагностики - отметить изменения в поведении ребенка и мотивацию его поступков, развитие эмоциональной сферы, активизации познавательных процессов .
Приведенные выше виды диагностики могут сочетаться с другими ее формами: играми; сочинением сказок; рассказами с ошибками; заданиями сказочных персонажей и т.п. При проведении любого вида диагностики педагог должен соблюдать следующие принципы:
1. Комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;
2. Изучение детей в деятельности и отношениях;
3. Изучение диагностирования не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в определении его проблемы;
4. Оценка развития с учетом данных истории жизни ребенка в ее конкретных условиях и обстоятельствах, открытость сделанного заключения для развития корректировки .
Список использованной литературы
1. Дерябо, С.Д.Экологическая педагогика и психология [Текст] /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996
2. Иванова, Г.Н.Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] /Г.Н.Иванова, В.К. Курашова. Из опыта работы. // Дошкольное воспитание. 2004 №7. С.3-67.
3. Рыжова, Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников [Текст]: Новые подходы /Н.А.Рыжова // Управление ДОУ. 2007 №3. С.7-12.
4. Савельева, Н. В.Настольная книга педагога-психолога [Текст] /Н.В. Савельева.-Ростов-на-Дону: «Феникс»,- 2005. -236с.
5. Юдина, Е. С. Проблема диагностики в дошкольном образовании [Текст] // Е.С. Юдина. -2006 -№5. С.8-54.

Страница 1 из 5

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

Задание 1. Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.
Фигурки птиц и животных.

1. Как называется животное (птица, насекомое) ?

2. Что ты можешь рассказать о нем?

3. Твое отношение к ним?

Протокол обследования знаний:

Фамилия и имя ребенка

Уровень развития

ниже среднего

Никита Н.

Марина У.

Оценка результатов деятельности:

< Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого по видам; аргументируя свой выбор. Соотносит представления фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

¡ Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.

Методика

диагностики экологических знаний детей дошкольного возраста

(по программе «Тропинка в природу» - В.В. Смирнова, Н.И. Балуева,

Г.М. Парфёнова)

Диагностические карты по экологии и практический материал к ним

РАЗДЕЛ 1

Карта 1

Цель: выявить, кого и что дети относят к живому и неживому.

Летают самолёт и птица;

Ходят робот и человек;

Плавают рыба и корабль и т.д.;

Карта 2

Цель: выявить знания детей о особенностях внешнего строения живых организмов и функциях конкретного органа.

«Что есть у птиц, человека, зверя, дерева, комнатного растения и т.д.?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, месте обитания.

Вопрос: «Что нужно человеку (собаке, кошке, дереву, цветку и т.д.), чтобы жить?»

Карта 4

Цель: выявить знания детей о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы.

«Как чувствует себя девочка (птичка и т.д.)?»

«Почему она (он, оно) оказалась в таком состоянии?»

«Что нужно сделать, чтобы помочь девочке (птичке, дереву и т.д.)?»

Карта 5

Цель: выявить умение детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы.

«Чем различаются дети, цветы, яблоки?»

«Чем они похожи?»

РАЗДЕЛ 2

Карта 1

Цель: выявить знания детей о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определённой среды.

«Люди придумали слово «приспособление». Что оно означает? Каким словом его можно заменить?»

«Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?»

«А может ли рыба жить на воздухе?»

«Почему не может?»

Карта 2

Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к изменению среды по сезонам.

«Как приспособился заяц (медведь, человек, дерево и т.д.) жить зимой?»

«Как приспособился жить человек (волк, лиса, куст) жить летом?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей о приспособленности живых организмов к суточным изменениям в природе.

Вопрос: «Как приспособились звери, птицы, человек, растения и т.д. к разным частям суток (конкретно)?»

РАЗДЕЛ 3

Карта 1 (см. карту 1, раздела 1)

Цель: выяснить знания дошкольников о том, кто может иметь детей.

Карта 2

Цель: выявить знания детей о том, как появляются на свет растения, животные, человек.

«Как появляются новые растения?»

«Как появляются маленькие птенцы?»

«Откуда берутся щенки и котята?»

«Как рождаются маленькие рыбки?»

«Как появляется ребёнок у человека?»

Карта 3

Цель: выявить знания детей о росте и развитии живых организмов.

Задание: разложи картинки так, чтобы было видно, как растёт и развивается растение, птица, зверь, человек, насекомое, рыба.

Дополнительные вопросы к карточкам:

«Может ли это маленькое растение… жить без родителей?»

«Как заботятся родители о своём малыше?»

«Сколько малышей может родиться у … за один раз?»

«Что бы ты хотел узнать о том, как рождается человек?»

Стадии развития некоторых живых организмов:

Гусеница – Куколка – Бабочка.

Яйцо – Птенец – Птица.

Икра – Малёк – Рыба.

Примеры использования диагностических карт

при проведении диагностики

Для проведения диагностики по экологии первый замер делается в сентябре, второй – в мае.

Оценка за каждый правильный ответ «+», за неправильный «-«

РАЗДЕЛ 1, Карта 1 «Живое – неживое»

Подобрать 10 картинок.

Средний возраст: 6 картинок с изображением живых объектов, 4 картинки – неживых объектов.

Вопросы и задания:

«Назови, что нарисовано на этих картинках»

«Выбери те картинки, где нарисовано живое»

«почему ты решил, что это живое?»

Если ребёнок молчит, взять, например, собаку и спросить, почему она живая

Старшая группа:

Вопросы и задания:

«Назови, что нарисовано на картинках»

«Разложи картинки на живое и неживое»

«Почему ты решил, что это живое?»

«Почему ты решил, что это неживое?»

РАЗДЕЛ 2, Карта 2 – «Внешнее строение животных и растений»

Подбираются картинки с изображением хорошо знакомых животных и растений, можно из живого уголка. Материал должен соответствовать возрасту и пройденному материалу за год.

«Кто это?»

«Что это за растение? Как оно называется?»

«Как ты узнал, что это морская свинка?»

«Расскажи, что ты знаешь о морской свинке?»

РАЗДЕЛ 1, Карта 3 – «Потребности»

1. Выкладываются картинки с изображением модулей:

Тепло – костёр

Солнце – свет

Земля – место обитания

Тарелка – пища

Дом, гнездо – место пребывания (где можно жить)

Капельки – вода

Пузырьки – воздух

Костёр – заштриховано тепло

«Почему ты думаешь, что здесь заштриховано тепло?»

(Рядом с костром тепло)

«Солнце это свет. Почему?» И т.д.

2. Выкладываем картинки, на которых нарисованы человек, цветок, птица, собака.

Вопросы и задания:

«Что нарисовано на картинках?»

«Выбери, что нужно птице для жизни»

«Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо?»

«Что нужно собаке, чтобы она могла жить?»

«Что нужно человеку, чтобы жить?»

3. В подготовительной группе модули не показываются. Используются картинки с изображением человека, цветка, птицы, собаки (возможен другой набор картинок).

Вопросы те же, что и в предыдущем пункте.

Дети подготовительной группы должны давать обобщённый ответ: что нужно для всех живых организмов (это соответствует высокому уровню).

Оформление результатов диагностики

1. Подготовить протоколы для каждого ребёнка, отметить фамилию, имя, возраст, номер, дату проведения диагностики, группу.

Пример протокола:

Фамилия, имя ребёнка______________________________________________

№________ Возраст______________________________

Дата проведения диагностики________________________

Группа________________________________________

2. Подсчитывается:

  • Количество объектов, отнесённых к живому;
  • Количество выделенных существенных признаков.

Данные заносятся в таблицу, например, по результатам диагностики «Живое – неживое» (раздел 1, карта 1):

3. По результатам данных графы «Ответы детей» заполняем таблицу:

Движение

Развитие

В каждую графу заносится цифра, соответствующая тому, сколько детей выделило данный существенный признак живого, например питание, рост и т.д.

4. По количеству существенных признаков, выделенных каждым ребёнком, заполняется таблица:

Аналогично проводится анализ диагностики по другим разделам, в конце выводится «Уровень знаний детей о живом». Например (в %):

Потребности

Средние данные

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Характеристика уровней экологических знаний детей

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признаками.

Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщённый характер: характеризуют всю группу животных в целом.

Диагностика практических умений

Полив

1. Создание желания.

Три варианта:

  • Познавательная мотивация: хочешь полить, чтобы узнать, как они будут себя чувствовать? Если ребёнок соглашается, идём дальше.
  • Если у ребёнка не появилось желание, используем практическое приглашение к деятельности: я поливаю, хочешь помочь мне?
  • Если ребёнок снова не соглашается, то используем игровой персонаж: мишка не умеет, ему надо помочь.

2. Задание детям. Выбор растения.

Старшая группа: подбери растение, которое нужно полить.

Младшая группа: выбери растение, которое хочет пить.

Для младшего возраста подбираем растение с яркими характерными признаками (сухая земля, увядшие листья). Задаём вопрос: «Как ты узнал, что растение хочет пить?»

3. Выбор средства труда.

Вопрос: «Где взять воду?»

Для детей младшего возраста необходимо приготовить лейки с водой и без воды. Для детей старшего возраста - лейку и ведро с водой.

Вопрос: «Почему нельзя брать воду из-под крана?»

4. Мера полива.

  • Начинай поливать; когда польёшь, скажешь «всё» или «нет».
  • Покажи мишке, как нужно правильно поливать, когда польёшь, скажешь «всё»

Лейку надо держать двумя руками, носик должен упираться в край горшка.

Правильный полив – постепенно.

Неправильный полив – сверху и под корень.

Вопрос: «Как ты узнал, что полив закончен?» (Если вода вышла на поддон)

5. Единство цели и мотива.

«Что ты хотел сделать?»

«Что получилось?» (Хотел помочь растению, полил…)

Отмечается:

  • Достигли или нет результата;
  • Количество ошибок.

Ответы и действия фиксируются в таблице:

Диагностика отношения к объектам природы

Диагностика проводится в заранее подготовленном месте, например в уголке природы, где расставляются красивые игрушки, раскладываются книги, в центр помещается растение, которое нуждается в поливе.

Дети приглашаются по 2-3 человека.

Задание: «Пока я буду, занята, вы, ребята, можете позаниматься сами»

Смотрим и фиксируем действия и речь детей.

Обработка результатов: осуществляется по группам.

Обработка диагностических данных

Полив

Показатели

Средняя группа

Подготовительная группа

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

1. Принятие цели, достижение результата (по поливу)

2. Выбор растения:

правильно

неправильно

3. Обоснование выбора:

правильно

неправильно

4. Выбор инструментов и материалов:

правильно

неправильно

5. Трудовые действия:

правильно

неправильно

6. Мера полива:

Отношение

Показатели

Средняя группа

Подготовительная группа

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

Констатирую-щая диагностика

Контрольная диагностика

Отношения (реальные)

1. Равнодушие

к животным

к растениям

2. Неустойчивый интерес (быстро всё посмотрели)

к животным

к растениям

3. Устойчивый интерес

к животным

к растениям

4. Позитивные поступки (оказали помощь, поговорили ласково, погладили)

5. Отрицательные поступки (пугают, будят, дразнят)

Уровни развития практических умений и отношений

Полив

Низкий: не достигают результатов, допускают много ошибок, неправильно выбирают предметы, неправильно обосновывают несущественные признаки, неправильно выбирают воду для полива, неправильные трудовые действия, не знают меры полива.

Средний: достигают результата с помощью взрослого, неправильно выбирают воду или не знают меры полива.

Высокий: достигают результата самостоятельно и качественно.

Отношение к объектам природы

Низкий: равнодушие, негативные поступки.

Средний: неустойчивый интерес.

Высокий: устойчивый интерес, задают вопросы, совершают позитивные поступки.

Характеристика уровней развития практических умений и отношений

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому

Неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому

В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результата

Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата

Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы

(Методика Т. А. Серебряковой)

1) Знания о мире животных.

2) Знания о растительном мире.

3) Знания о неживой природе.

4) Знания о временах года.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний младших школьников

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. На слайде иллюстрация хозяйственного двора, леса и пейзажа жарких стран и фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. На втором слайде изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьем слайде изображены небо и луг. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает на первом слайде из всех фигурок мышкой выбрать животных и разместить их на слайде с учетом места их проживания.

Педагог предлагает на втором слайде из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их мышкой на слайде по своему усмотрению.

Педагог предлагает на третьем слайде из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на слайде.

Если на слайде остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на слайдах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему указать курсором на слайде два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

– Как называется животное (птица, насекомое)?

– Что ты можешь рассказать о нем?

– Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 – 15 баллов)

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

Соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки.

Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (8 – 12 баллов)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.



В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует свой выбор.

Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

Затрудняется назвать характерные признаки.

На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

– Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

– Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

– Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

– Для чего людям нужны комнатные растения?

– Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «4elentano.ru» — Женский портал - Гармония